Ипотека и халяль – можно ли совместить несовместимое?
Каждый из нас рано или поздно задумывался о приобретении собственного жилья. И тут сразу же встаёт вопрос – оформлять ипотеку и оправдывать себя тем, что это критическая ситуация, что «жить негде» и поэтому запрещённая исламским вероучением финансовая операция становится разрешённой, или всё-таки опираться на шариат и искать дозволенные для мусульманина возможности покупки квартиры или дома? Именно об этих тонкостях и говорили участники нового сезона полюбившегося просветительского проекта «Лекторий», стартовавшего 2 сентября в стенах Духовного управления мусульман РТ.
Спикерами выступили специалисты в области исламских финансов, которые в ходе дискуссии попытались ответить на вопросы об инвестициях, помогли разобраться участникам в инструментах мусульманского инвестирования в недвижимость, а также более детально остановились на существующих на рынке Татарстана возможностях приобретения жилья дозволенным шариатом способом, получения халяль выгоды от использования финансов.
Шариатский эксперт ДУМ РТ, специалист мусульманского call-центра «Даруль ифта», преподаватель РИИ Ахмад хазрат Абу Яхъя рассказал собравшимся о нормах шариата в сфере финансов, остановившись на основных положениях и само понятия «исламского банкинга» и порядок работы исламских финансовых инструментов, требования, предъявляемые к страхованию в исламе. Как отметил лектор, в нынешних реалиях крайне важно заниматься финансовым просвещением среди мусульман.
- Имущество – это не то, чем по факту владеет человек, а то, чем Всевышний Аллах разрешил человеку владеть. В основе всего всегда лежит дозволенность. Так, предметами сделки не могут быть: свинья и её мясо, нехаляльное мясо и производные продукты, вино и производные, свободные люди, несуществующие и бесполезные вещи.
Для полного понимания работы исламских финансов стоит понимать основные принципы, которые включают в себя: 1) запрет на проценты по сделкам (это называется риба); 2) финансирование должно быть связано с реальными активами (то есть материальность); 3) неприемлемость участия в аморальных или этически проблематичных предприятиях (например, производство оружия или алкогольной продукции); 4) доходность должна быть связана с рисками.
- Есть ещё один шариатский термин «гарар», который относится к высокорискованным сделкам (речь идёт о продаже того, что не существует в реальности, например, лотереи, ставки на спорт).
В заключении своего выступления Ахмад хазрат, проанализировав отличительные особенности продуктов исламских и традиционных банков, отметил, что значительная часть традиционных финансовых продуктов разрешена мусульманам – открытие счетов, дебетовые карты, переводы денег, покупка и продажа акций компаний, которые не работают с запретными для мусульман товарами и т. д.
- Для мусульман достаточно создать некую альтернативу тем финансовым продуктам, которые им не дозволены шариатом, в остальном же они нормально встраиваются в существующий сценарий экономики и банковского сектора.
Помимо теории, лекторий дал возможность участникам проекта на месте применить полученные знания на практике. Так, приглашённые гости ознакомили собравшихся с возможностями использования рассрочки для покупки недвижимости − квартиры, комнаты, дома или земли в соответствии с канонами религии.
К примеру, координатор проекта ЖНК «Жилищные Традиции» Рамиль Батыршин рассказал об особенностях приобретения квартиры в рассрочку, обращая внимание на особенности работы кооперативов. А представитель банка «Ак барс» Руслан Халиуллин говорил о халяльных инвестиционных инструментах согласно шариату.
Как кадий Эбуссууд эфенди блестяще решил вопрос с кредитованием населения
Ильмира Гафиятуллина