• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как кадий Эбуссууд эфенди блестяще решил вопрос с кредитованием населения

Время чтения: 6 мин
8261

Как решали вопрос с кредитами в Османской империи?

Как решали вопрос с кредитами в Османской империи?

Кредит является одним из видов экономических отношений, при которых одна сторона получает от другой денежные средства или какой-либо товар и обещает предоставить возмещение или вернуть ресурсы в будущем. Сам по себе кредит не несёт какого-либо негатива. Он не дозволен лишь в том случае, когда в нём присутствуют запретные элементы: ростовщичество, получение явного запретного товара, например, алкоголя, и прочее.

Ислам сурово относится к ростовщичеству (риба) и предупреждает о его запретности ясными аятами Корана и хадисами Пророка ﷺ. Аллах сказал:

«Те, которые пожирают лихву, восстанут (в Судный День), как восстаёт тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится увещевание от его Господа, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно! Аллах удалит выгоду из ростовщичества, а имущество, которое было смешано с ростовщичеством, Он погубит» (сура «Аль-Бакара», аяты 275-276).

«Если вы не оставите занятие ростовщичеством, то Аллахом и Его Посланником вам будет объявлена война» (сура «Аль-Бакара», аят 279).

О последствиях рибы пророк ﷺ сказал не менее устрашающие вещи:

- «Вы остерегайтесь семи грехов, губящих человека: отрицание Единобожия, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать, питание плодами ростовщичества, использование имущества сирот, дезертирства (со священной войны), клеветы на непорочных женщин» (Бухари, Муслим).

- «Посланник Аллаха ﷺ проклял употребляющего плоды ростовщичества, отдающего его, оформляющего, свидетелей, – они все равны в грехе» (имам Муслим).

- «Грех за осознанное употребление одного дирхама из ростовщичества больше, чем грех за совершение тридцати шести прелюбодеяний» (имам Ахмад, ат-Табарани).

- «У ростовщичества семьдесят две категории, и самая меньшая из них по тяжести равна совершению прелюбодеяния со своей матерью» (ат-Табарани).

- «В ночь Вознесения (Ми‘раджа) я увидел людей с огромными, подобно домам, животами, и в них просвечивались змеи. Я спросил: «О, Джибрил, кто эти люди?» Он ответил, что это ростовщики» (имам Ахмад, Ибн Маджа).

Однако люди порой остро нуждаются в дополнительных средствах по тем или иным обстоятельствам, например, чтобы начать свое дело. И тут важно, чтобы была какая-либо организация, способная выдавать крупные займы. Сегодня всем известно кредитование банками с определённой процентной ставкой, которая запрещена в исламе. Но люди нуждаются в займодателях-кредиторах, а займодатели не могут не извлекать выгоды от своей услуги.

С такой проблемой столкнулась и Османская империя. Будучи глубоко религиозной правящей династией, она стала искать возможность для обеспечения людей кредитами, которые не противоречили бы шариату и при этом удовлетворяли бы обе стороны. Это дело было поручено мусульманским учёным и вскоре, по милости Аллаха, кадий (судья) Мехмет Эбуссууд эфенди смог найти решение проблемы кредитования, и издал соответствующую фетву.

Мехмет Эбуссууд эфенди

Мехмет Эбуссууд эфенди

Решение проблемы заключалось в объединении двух сделок: займа и купли-продажи. Ведь и то, и другое является халялем. Например: заёмщик обращается к займодателю (в банк), чтобы тот дал ему в долг 100 000 рублей. Займодатель, которому нужно извлечь из этой услуги свою выгоду, вместо назначения процентов, заключает с ним ещё одну сделку (му’амаля) – куплю-продажу. Банк для этой цели закупает, к примеру, смартфоны и, при выдаче займов, совершает с заёмщиком и сделку купли-продажи, продавая за назначенную цену смартфон. Тем самым он извлекает свою выгоду. Заёмщику же остаётся лишь вернуть чистый долг в обусловленные сроки без каких-либо процентов. Более того, чтобы не остаться в убытке, заёмщик, если ему не нужен смартфон, может продать его третьему лицу и выручить свои деньги обратно!

Могила Мехмета Эбуссууда эфенди

Могила Мехмета Эбуссууда эфенди

Итак, давать в долг – халяль. Совершать сделку купли-продажи по согласию – халяль. Всё гениальное – просто!

Займ – это большая ответственность. В нём заложены права людей, которые высоко ценятся самим Аллахом Табаракя ва Та’аля. Пророк ﷺ сказал: «Должникам, не вернувшим свой долг, Всевышний Аллах скажет в Судный День: «Вы что же это думали, что Я оставлю чьи-то права за вами?», и с этими словами передаст все их благие поступки тем, кому они должны. Если же у должника не окажется в запасе благих поступков, то все грехи кредитора будут нагружены на должника» (ат-Табарани).

«Шахиду (павшему на поле битвы священной войны) прощаются все грехи, за исключением долга» («Сахиху Муслим», № 3498).

Самый длинный аят самой длинной суры в Коране также посвящён сделке с долговыми обязательствами:

«О вы, которые уверовали! Если берёте или даёте на срок определённый, то – письменно. И пусть писец записывает правильно (...), если берущий в долг слаб умом, или немощен, или если не может он диктовать, то пусть диктует лицо его доверенное по справедливости. Призовите в качестве свидетелей двух известных вам мужчин (...) И пусть не станет вам в тягость запись договора – большим он будет или малым – с указанием срока его. Порядок сей – самый справедливый пред Аллахом (...) Не будет греха на вас, если не скрепляете вы письменно, когда совершаете куплю-продажу между собой за расчет наличный. (...) Страшитесь же Бога – учит Он вас, ведая обо всём сущем» (сура «Аль-Бакара», аят 282)

Наилучшим же видом займа является займ под залог какого-либо имущества, как приводится в следующем хадисе: «Сообщается, что Пророк ﷺ заложил свою кольчугу в Медине одному иудею, взяв у него (под залог этого) ячмень для своей семьи» («Фатх аль-Бари», 5/53). То есть пророк отдал в залог имущество (кольчугу), которое принадлежало ему на праве собственности. То, что иудей принял это имущество, свидетельствует о достигнутом взаимном согласии, и о том, что имущество перешло во владение займодателя на определённый срок, обусловленный возвратом долга (ячменя).

Специфика заложенного имущества позволяет утверждать, что займодатель не будет использовать его в практических целях до истечения срока, когда должник должен вернуть долг. В противном случае, оно перейдёт в собственность займодателя. И никто никому ничего должен не будет. Этот метод весьма хорош тем, что в случае смерти или болезни должника, груз долга не ляжет на его родных.

Можно ли мусульманину жить в квартире, купленной в ипотеку?

Можно ли мусульманину жить в квартире, купленной в ипотеку?

Айна Замаева

Автор: Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle