• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Вера в предопределение и действия рабов

4727

Вера в предопределение по мазхабу Абу Ханифы

Вера в предопределение по мазхабу Абу Ханифы

Имам Абу Ханифа говорит: «Мы подтверждаем, что предопределение добра и зла – от Аллаха, а кто будет заявлять, что предопределение добра или зла – не от Аллаха, тот не верует в Аллаха и его вера аннулируется». 

Я говорю:

Предопределение добра и зла – от Аллаха, потому что Он Творец всего, чье существование допустимо, в том числе и зла. Следовательно, Он есть Творец зла.  А кто скажет: «Зло не сотворено Аллахом», – тот неверующий, потому что совершил ширк в отношении Аллаха . Так же сказано в «Толковании».

Али ибн Султан Мухаммад аль-Кари сказал: «Передают от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, что он сказал: «Аллах предопределил все до сотворения небес и земли за 50 000 лет, и Его Арш был над водой»». 

Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит: «Мы подтверждаем, что есть три вида действий: обязательные, достойные и греховные». Здесь имам рассматривает вопрос действий с точки зрения их связи с наградой и наказанием в ахирате. Также сказано в «Толковании».

Он говорит: «Обязательные совершаются по повелению Аллаха…» «Толкователь» говорит: «Мусульмане единогласны, что обязательное – это то, что Аллах повелел, но они разошлись в понимании того, на что указывает повеление». И имам говорит далее: «…по Его желанию, любви и довольству…» «Толкователь» говорит: «Желание и воля в понимании мутакаллимов означают одно и то же». Аль-Ахтари говорит: «Слова «Аллах пожелал» означают «проявил волю»».

Довольство Аллаха – это желание награды за некое действие или за прекращение ослушания. «Любовь» близко к этому по смыслу.

Имам говорит: «…по Его решению (када) и установлению (кадар)…»

Я говорю:

Разница между решением (када) и установлением (кадар) в том, что када – это присутствие всего существующего в Хранимой Скрижали в общем виде, а кадар – это детализация предшествующего решения в том порядке, в каком оно было сотворено. И Всевышний Аллах сказал:

إِن مِّن شَيْءٍ إِلَّا عِندَنَا خَزَائِنُهُ وَمَا نُنَزِّلُهُ إِلَّا بِقَدَرٍ مَّعْلُومٍ

Смысл: «Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере» [15:21].

Глубокое изложение этого вопроса содержится в шархе аль-Кармани на «Мукаддиму» Абу Лейса ас-Самарканди.

Имам говорит: «…и согласно Его сотворению…» – то есть Созданию (ат-Таквин). Ат-Таквин – это предвечный атрибут Всевышнего Аллаха, превращающий несуществующее в существующее.  И это то же самое, что созданное, согласно нашему пониманию, как об этом сказано в матне «аль-Акаид»  и в шархе на него. Обратись к ним для подробного разбора.

В книге «Ат-Тамхид» сказано: «Создание – это действие Создателя, а созданное – результат этого действия, и действие не есть результат». И смотри там завершение разбора этого вопроса.

В «Шарх Фикх аль-Акбар» говорится: «Создание, сотворение, установление начала и творение – все это синонимы со значением сотворения чего-либо, чего не было до этого».

Имам говорит: «…согласно Его решению, и знанию…» Это два Его предвечных качества.

Имам говорит: «…и Его тауфику…» Тауфик – это установление причин действий раба, приводящих его к счастью и благу, как сказано в «Шарх Фикх аль-Акбар» Абу аль-Мунтаха.

Другие ученые сказали: тауфик – это открытие врат поклонения и закрытие врат ослушания.

Имам говорит: «…и согласно написанному в Хранимой Скрижали». Это означает, что раб вместе с его поступками сотворены, поскольку если действующий сотворен, то и его действия сотворены.

Имам Абу Ханифа говорит: «Грехи не совершаются по повелению Аллаха, однако Аллах пожелал это, но в этом нет Его любви. По Его решению, но без Его довольства. По Его предопределению и Им сотворены, но не по Его тауфику…» Что такое «тауфик», мы сказали выше.

Имам говорит: «…по Его «хизлян»…» Хизлян – это  противоположность тауфика.

Имам говорит: «…согласно Его знанию и тому, что записано в Хранимой Скрижали».

Ученые разошлись в понимании природы «Скрижали». Кто-то сказал, что она из белого жемчуга, и ее длина  больше  расстояния между небом и землей в семь раз, что она подвешена под Аршем, и в ней записаны все события до Судного дня.

От Ибн Масуда, да будет Аллах им доволен, передается, что расстояние между небом и землей – это расстояние в 500 лет пути. Подробно этот вопрос смотри в тафсире «Ад-Дурр аль-Мансур» .

«Толкователь» приводит от Ибн Аббаса, что первое творение Аллаха – это Хранимая Скрижаль, хранившая в себе все, что было, и все, что будет, и никто не знает ее содержимого, кроме Аллаха. И она сделана из белого жемчуга с двумя красными столбами из рубина, и ее величие нельзя описать. Также Всевышний Аллах сотворил Перо из драгоценностей, и его длина – 500 лет, и оно уже заточено, и источает свет, подобно тому как с земных перьев капают чернила.

В «Аль-Хайа ас-Сания» имам ас-Суюты передает от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен ими обоими: «Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сотворил Скрижаль, и одна ее сторона – из красного рубина, а другая – из зеленого изумруда, а ее перо – из света. И в ней записано, кто будет сотворен, кто получит пропитание, кого оживят, кого умертвят, кого возвеличат, кого унизят, и Аллах делает, что пожелает, каждый день до Судного дня»».

Рашид Исаев

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Комментарии для сайта Cackle