Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Пророк Муса (мир ему): испытание золотом и огнем

1072

История Пророка Муса (мир ему)

История Пророка Муса (мир ему)

Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Куръана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...  

Начало:

Наставление первое. Юсуф (алейхи салям)

Наставление второе. Нух (алейхи салям)

Наставление третье. Муса (алейхи салям) Ч1

 

Испытание золотом и огнем

В одном из риваятов сообщается: «Как бы не боялся Фараон Мусы (алейхи салям), но однажды, не в силах сдержать свою любовь к нему, он взял его на руки и захотел немного поиграть с ним. Муса (алейхи салям) оказавшись в объятьях Фараона, схватил его за бороду и резко дернул, из-за чего Фараон сильно ударился головой о мрамор. Фараон чуть не разбил себе голову, сильно разозлился и в то же самое время очень испугался и закричал: «Этот ребенок убьет меня. Это тот самый ребенок, который по предсказанию лишит меня власти». Палачам уже был дан приказ убить этого ребенка, но Асия вновь возразила ему:

- Ведь это всего лишь маленький ребенок, у него не может быть никаких плохих намерений и целей.

Но Фараон в страхе и удивлении смотрел в одну точку, размышляя о том, что, возможно, этот ребенок станет причиной его гибели. Поэтому он и принял решение убить Мусу (алейхи салям). Однако, несмотря ни на что, Асия продолжала возражать и в последней надежде сказала:

- Раз уж ты так думаешь, то давай испытаем этого ребенка. Если окажется, что этот ребенок как ты и думаешь, очень умен и знает, что делает, то тогда ты убьешь его. Если же окажется, что это не так, тогда не убивай его и отдай мне.

Чтобы испытать ребенка, Фараон приказал разжечь огонь и принести золото. Все это поставили перед ребенком, чтобы посмотреть, к чему именно он потянется. Обычный ребенок, безусловно, потянулся бы к свету, не думая о том, что может обжечься. Если же Муса (алейхи салям) протянет руку к золоту, то станет очевидным, что это не обычный ребенок, а ребенок очень умный и одаренный. А это в свою очередь будет означать, что он преднамеренно ударил Фараона головой о мрамор, и что он является тем, кто в будущем погубит Фараона и положит конец его правлению.

К чему же потянулся Муса (алейхи салям)? Конечно же, он потянулся к золоту, так как он был очень умным ребенком, который в будущем станет пророком. И вот в этот момент появился Джибриль (алейхи салям) и направил руку Мусы (алейхи салям) к огню. Более того, он взял в руку уголек и поднес его ко рту, и даже обжег себе язык. Из-за этого у него и появилась шепелявость. То есть, потянувшись к огню, он хоть и обжег себе руку и язык, но при этом спас свою жизнь.

Очевидно, что золото в этой истории отождествляется с мирской жизнью. То есть если мы, пренебрегая ахиратом, станем жить ради богатства, то подвергнем себя большой опасности в жизни вечной. Огонь же для людей, размышляющих является знаком религии. Так, например, в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Для людей наступит такое время, когда соблюдать предписания религии станет тяжелее, чем держать в руках горящую головню».

То есть настанут времена, когда соблюдать религию будет тяжелее, чем держать огонь в руке. Если возьмешь в руку огонь, то обожжешь ее, а если бросишь огонь, чтобы не обжечь руку, то разве можно бросить религию?

Даже если соблюдать предписания религии станет так же трудно, как держать огонь в руках, отпускать его нельзя! Благодаря этому, с позволения Аллаха, мы сможем спасти себя от огня Ада. От боли, которую мы испытаем, можно избавиться посредством дуа к Аллаху и Его помощи. Да, этим огнем Муса (алейхи салям) обжег себе язык и стал шепелявить, но он спасся от смерти, а затем посредством дуа избавился и от шепелявости.

Избавление от шепелявости произошло следующим образом. Когда наступило установленное Всевышним Аллахом время, Он сказал Мусе (алейхи салям):

اذْهَبْ إِلَىٰ فِرْعَوْنَ إِنَّهُ طَغَىٰ

«Иди к Фараону, так как он преступил границы дозволенного». Когда Муса (алейхи салям) получил от Всевышнего Аллаха этот приказ, то сказал:

.قَالَ رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي 

.وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي 

.وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِّن لِّسَانِي 

.يَفْقَهُوا قَوْلِي 

«(Муса) попросил: «Господи! Раскрой мою грудь (освети мою душу верой)! Облегчи мою задачу (как посланника)! И сделай меня красноречивым, чтобы они могли понять мою речь» (Та-Ха 20:24-28). Эта его просьба была принята, и речь его стала четкой и внятной.

Примечательно, что очень многие проповедники начинают свои проповеди именно с дуа, с которой обратился Муса к Всевышнему: «Господи! Раскрой мою грудь (освети мою душу верой)! Облегчи мою задачу (как посланника)! И сделай меня красноречивым, чтобы они могли понять мою речь». Если бы не помощь Аллаха, то разве легко было бы собрать вместе столько слов? Если бы не помощь и облегчение от Аллаха, то человек ошибался бы даже при чтении суры Фатиха, которая повторяется в намазах сорок раз в течение дня.

А что Фараон? Его переполняло высокомерие, он преступил границы дозволенного и стал считать себя божеством. Если поначалу он говорил: «Я - ваш господь», то однажды он заявил:

فَقَالَ أَنَا رَبُّكُمُ الْأَعْلَىٰ

«Я – ваш Всевышний Господь» (ан-Назиат 79:24).

Почему же он возомнил себя божеством? В действительности, Всевышний Аллах даровал Фараону большую власть и долгую жизнь, на протяжении которой он ни разу не болел. У него ни разу не было даже головной или зубной боли. Вследствие этих особенностей правитель стал задумываться: «Я очень отличаюсь от простых смертных людей». Большое влияние на него оказывало и окружение, среди которого было немало подхалимов, стремящихся заслужить его расположение и убеждавших: «Ты не просто отличаешься от простых людей, ты – сверхчеловек». Поистине, окружение человека может его погубить. Как это сделал со своим правителем Хаман.

 

Заманчивое предложение, сделанное Фараону

Человек по имени Хаман, был главным визирем и главным советником Фараона. И именно Хаману принадлежит большая заслуга в том, что Фараон объявил себя божеством.

В одном из риваятов сообщается: в какой-то момент Фараон отказался от утверждений о своей божественности и стал думать о том, чтобы уверовать, так как получил такое предложение от Мусы (алейхи салям):

- Если ты уверуешь, то Всевышний Аллах вернет тебе молодость и силу. Ты не будешь лишен своей власти и своего богатства, а в ахирате ты будешь введен в Рай.

Конечно же, подобное предложение показалось Фараону очень привлекательным, и он сказал:

- Постой, мне нужно хорошенько подумать об этом.

Он позвал к себе главного визиря и стал совещаться с ним. Однако Хаман был категорически против:

- Понимаешь ли ты, что говоришь? До этого дня ты говорил людям, что являешься божеством, а сейчас ты хочешь стать рабом другого Бога? Не важно, что тебе пообещали, после отказа от притязаний на божественность ты утратишь свое достоинство и положение.

Посоветовавшись с Хаманом, Фараон подобно огромному камню продолжил стремительно скатываться в Ад.

Как видите, советники способны как возвысить человека, так и унизить его. И даже толкнуть к гибели. Вспомните, что случилось, когда рядом с Усманом (радыяллаху анху) появился Марван, ставший причиной событий, приведших к убийству Усмана (радыяллаху анху).

Сообщается, что однажды Харун ар-Рашид вместе с одним из своих советников, отправился к Фудайлю ибн Ияду (рахимахуллах), чтобы получить от него наставление. Фудайль ибн Ияд (рахимахуллах) же сделал наставление на ухо халифу Харуну ар-Рашиду, который слушал это наставление со слезами на глазах, а затем сказал:

- Дай мне еще наставлений.

Фудайль ибн Ияд сказал:

- О, Харун! Мне нечего тебе больше сказать. Однако я не хочу, чтобы в Судный день ты подвергся наказанию, поэтому страшись Аллаха и неуклонно выполняй все Его повеления. Эта страна подобна твоему дому, а население этой страны подобно твоим домочадцам. Если хотя бы один человек из числа твоих домочадцев ляжет спать голодным, то именно ты будешь спрошен за это. Завтра, в день отчета, этот человек станет твоим врагом и потребует от тебя возмещения своих прав. Так обходись же со своими домочадцами справедливо и по-доброму.

Услышав это, Харун ар-Рашид стал громко плакать. Советнику, находившемуся рядом с халифом, не понравились слова Фудайля ибн Ияда, и он сказал халифу:

- Господин! Давайте немедленно уйдем отсюда.

В ответ Фудайль ибн Ияд сказал ему:

- О, Хаман! Ты и подобные тебе люди погубят халифа!

Фудайль ибн Ияд неспроста назвал советника Харуна ар-Рашида «Хаманом», ведь в притязаниях Фараона на божественность большую роль также сыграл его советник Хаман. Несомненно, в этих словах заключен большой смысл. Фудайль ибн Ияд хотел сказать следующее:

«Те, кто мешает правителям выслушивать наставления, видеть истину и поступать в соответствии с ней, ничем не отличаются от Хамана. В то же время если люди, наделенные властью, будут поступать в соответствии с советами таких советников, то их ждет такая же участь, как и Фараона».

 

«Отправляйся к Фараону, так как он преступил границы дозволенного»

Фараон и его народ продолжали упорствовать в неверии и зле. А Всевышний Аллах даровал Мусе (алейхи салям) пророчество, чтобы избавить людей от гнета и зла, напомнить им о том, что нет кроме Него другого истинного Бога, и чтобы освободить сынов Исраилевых, научив их истинной религии, сказав Мусе (алейхи салям):

اذْهَبْ إِلَىٰ فِرْعَوْنَ إِنَّهُ طَغَىٰ

«Иди к Фараону, ведь он перешел все границы (начав притязать на божественность)» (Та-Ха 20:24).

Почему несмотря на то, что Муса (алейхи салям) был направлен в качестве пророка ко всему народу, ему было приказано отправиться именно к Фараону? Потому что Фараон преступил все возможные границы дозволенного, заявив о своей божественности, и, будучи лидером своего народа, мог бы показать пример уверования своим подданым.

Перед тем, как отправиться к Фараону, Муса (алейхи салям) попросил себе в помощники своего брата:

.وَاجْعَل لِّي وَزِيرًا مِّنْ أَهْلِي 

.هَارُونَ أَخِي 

.اشْدُدْ بِهِ أَزْرِي 

.وَأَشْرِكْهُ فِي أَمْرِي

«И дай мне помощника из моей семьи — брата моего Харуна. Увеличь благодаря ему мою силу. Пусть он разделит со мной мою задачу (посланника)» (Та-Ха 20:29-32).

Старший брат является для младшего опорой в мирских делах, но он не в силах помочь ему стать пророком. Это удается, однако, Мусе (алейхи салям), который сделал дуа. О том, что его молитва была принята, и что Харуну (алейхи салям) так же было дано пророчество, Всевышний Аллах говорит в Куръане:

قَالَ قَدْ أُوتِيتَ سُؤْلَكَ يَا مُوسَىٰ

«О Муса! Ты уже получил то, что попросил (и твоя просьба выполнена)» (Та-Ха 20:36).

وَاصْطَنَعْتُكَ لِنَفْسِي.

اذْهَبْ أَنتَ وَأَخُوكَ بِآيَاتِي وَلَا تَنِيَا فِي ذِكْرِي

«И Я избрал тебя для Себя (чтобы сделать Своим посланником). Идите – ты и брат – с Моими знамениями (к людям) и не уставайте поминать Меня» (Та-Ха 20:41-42). То, что Муса (алейхи салям) отправляясь к Фараону, попросил Всевышнего Аллаха отправить вместе с ним Харуна (алейхи салям), имеет важное значение. Мы видим, что даже такому сильному пророку как Муса (алейхи салям) необходима поддержка в его борьбе за веру. Сложно выстоять и добиться чего-либо в одиночку. Поэтому Муса понимал, что, отправляясь с призывом к истине к обладателям власти или к обладателям высокомерия, очень важно рядом иметь такого надежного и верного соратника, как собственный брат.

Итак, с позволения Всевышнего Аллаха, Муса и Харун (алейхима салям) отправились во дворец Фараона и постучали в его двери. В это время все обитатели дворца, предавались развлечениям и удовольствиям. Мусу (алейхи салям) и его брата отвели к Фараону.

Муса (алейхи салям) сказал: «О, Фараон! Поистине, я являюсь посланником, направленным к тебе Господом миров. Уверуй, вернись на прямой путь и спасись. Если ты не уверуешь, то хотя бы отпусти сынов Исраилевых и позволь им вместе с нами вернуться в Палестину, на родину их отцов, и не причиняй им зла».

Так же он сказал, что пришел к нему с чудесами в качестве доказательства своей пророческой миссии:

فَأْتِيَاهُ فَقُولَا إِنَّا رَسُولَا رَبِّكَ فَأَرْسِلْ مَعَنَا بَنِي إِسْرَائِيلَ وَلَا تُعَذِّبْهُمْ ۖ قَدْ جِئْنَاكَ بِآيَةٍ مِّن رَّبِّكَ

ۖ وَالسَّلَامُ عَلَىٰ مَنِ اتَّبَعَ الْهُدَىٰ

«Так идите к нему вдвоем и скажите: «Мы — посланники твоего Господа. Мир (и благополучие в обоих мирах) тому, кто следует верному пути!» (Та-Ха 20:47).

В ответ на это Фараон сказал: «Если ты правдив и если ты пришел со знамениями, то покажи нам их».

Вслед за этим, Муса (алейхи салям) бросил на землю свой посох, который он держал в руках. И тут все увидели, как этот посох превратился в огромную змею, похожую на хищника или дракона. Увидев эту змею, люди пришли в неописуемый ужас и бросились бежать. В образовавшейся давке погибло несколько человек. Сообщается даже, что страх хватил и самого Фараона.

وَنَزَعَ يَدَهُ فَإِذَا هِيَ بَيْضَاءُ لِلنَّاظِرِينَ

Затем, «И он вынул свою руку (из выреза одежды), а она – белая (и сияющая, и нет в этом сомнения) для смотрящих (на нее)» (аш-Шуара 26:33).

Здесь говорится о том, что когда Муса (алейхи салям) вытащил свою руку из-за пазухи, то она источала свет, освещая и ослепляя своим светом всех вокруг.

Фараон и его приближенные очень испугались, будучи взволнованными потерей власти, поэтому они назвали Мусу (алейхи салям) лжецом и обвинили в колдовстве:

.قَالَ لِلْمَلَإِ حَوْلَهُ إِنَّ هَٰذَا لَسَاحِرٌ عَلِيمٌ 

يُرِيدُ أَن يُخْرِجَكُم مِّنْ أَرْضِكُم بِسِحْرِهِ فَمَاذَا تَأْمُرُونَ

«(Фараон) сказал приближенной знати: «Просто он — знающий (и искусный) колдун. Он хочет своим колдовством выгнать вас с вашей земли. Что же вы прикажете (делать) (аш-Шуара 26:34-35).

(Продолжение следует)

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика