Определение наступления и окончания Рамадана

5696
 Определение наступления и окончания Рамадана

Определение наступления и окончания Рамадана


بسم الله الرحمن الرحيم

الحمدللهربالعالمينوالصلاةوالسلامعليرسولنامحمدوعليالهوصحبهاجمعين

 Поскольку появление месяца каждую ночь в новом месте, а также его появление в одном месте раньше или позже чем в другом, является наблюдаемым фактом, между учеными по этому поводу нет никаких разногласий. Однако разногласие между учеными состоит в определении начала и конца лунного месяца, так как полумесяц появляется в разных местах и в разное время, а также в том, влияет ли это на вынесение религиозных установлений или нет. То есть если в одной из мусульманских стран увидели молодой месяц, то являются ли другие страны также увидевшими его, или нет? Без сомнения, появление солнца в разных местах и в разное время принимается во внимание. Поэтому намаз в одной стране может совершаться раньше или позже чем в другой. Ну а как же полумесяц? Следует ли нам принимать во внимание его появление в разных местах в разное время? Причиной единогласного принятия во внимание появления солнца в разное время в разных местах, является то, что заход или восход солнца является причиной начала или конца таких видов поклонения как намаз и пост. Также существует единогласное мнение о том, что начало месяца Рамадан привязано к визуальному наблюдению молодого месяца.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ

«Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься».

Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

فَإِذَا رَأَيْتُمُ الْهِلاَلَ فَصُومُوا وَإِذَا رَأَيْتُمُوهُ فَأَفْطِرُوا

«Увидев молодой месяц, соблюдайте пост, увидев молодой месяц снова, разговляйтесь (празднуйте)».

Разногласия по этому вопросу имеют две стороны:

1. Можем ли мы определять наступление месяца Рамадан, при помощи технических  средств?

2. Если мы определили наступление месяца Рамадан при помощи технических средств или посредством наблюдения молодого месяца не вооруженным глазом, то будет ли это обязывающим для других? То есть, стоит или нет принимать во внимание появление полумесяца в разное время в разных местах? Или же принимая это во внимание, к посту должны приступить только жители этой страны, а другие должны ждать?

Можем ли мы приступать к посту месяца Рамадан, основываясь на данных, полученных при помощи технических средств?

В Ханафитскоммазхабе, для начала поста месяца Рамадан в открытую и безоблачную погоду, считается достаточным свидетельство одного благочестивого человека, или человека чье состояние неизвестно, о том, что он видел молодой полумесяц.В книгах под термином «мастуруль-халь» (неизвестный), подразумевается человек, чья личность известна, но неизвестным является его состояние. А не тот, кто неизвестен вообще никому. В Шафиитском и Ханбалитскоммазхабах достаточным является свидетельство одного благочестивого человека. В Маликитскоммазхабе необходимо свидетельство двух благочестивых людей. Теперь перед нами возникает следующая ситуация. Если бы факихи прошлого обладали современными технологиями, то они все также продолжали бы считать достаточным свидетельство одного человека? Несомненно, что исходя из предосторожности либо приняли бы во внимание хабару-вахид, подкрепленный современными технологиями; либо посчитали бы достаточным данные технических средств. Так свидетельство одного или двух свидетелей в этом вопросе, необходимы для получения предположительных данных. Но не для получения точной информации. Современные технические средства более чем, обеспечивают нас предположительными данными. Поэтому принятие во внимание технических данных, которые практически лишены ошибок, более соответствует принципу предосторожности, нежели принятие свидетельства одного неизвестного человека. Что же касается решения о том, что «определение наступления или окончания месяца при помощи расчетов и вычислений не может приниматься во внимание», которое имеет место в книгах по фикху, то на мой взгляд оно основано на том, что в то время подобными вычислениями занимались не мусульмане или же фасики(нечестивцы), которые не вызывали доверия. Сегодня же подобные расчеты делают и мусульмане. Что касается того, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) привязал этот вопрос к видению, то это следует понимать в широком смысле, а не только как видение невооруженным глазом. В этом случае достаточным будет использование телескопов и других технических средств. Отказ принимать в расчет астрономические расчеты и выдвигать видение полумесяца невооруженным глазом в качестве обязательного условия, подобно тому, как если бы мы сказали, что если во времена посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в хадж отправлялись пешком или на верблюдах, то использование для этого транспортных средств является недозволенным.

Следует ли принимать во внимание «Ихтиляфуль-Маталиг»?

Ихтиляфуль-Маталиг – это появление полумесяца в разное время в разных местах. Среди мазхабов существуют разногласия по этому вопросу. Конечно же среди всех этих мнений необходимо следовать тому, которое является более подходящим для мусульман. Что же касается мнения мазхабов, то:

Ханафитский мазхаб: По мнению ханафитского мазхаба, появление полумесяца в разных местах и в разное время, не принимается во внимание. То есть, если жители востока увидели молодой полумесяц, то и жителям запада следует держать пост.Так как повеление в хадисе صوموا является общим (амрамм) и связанно (мутеалляк) со словом لرأيته. Поэтому если в каком либо месте был увиден полумесяц, соблюдение поста или празднование его окончания, становится ваджибом для всех мусульман на земле.

Маликитский мазхаб: Внутри маликитского мазхаба по этому поводу возникли разногласия, и было высказано три мнения:

1. Ихтиляфуль-Маталиг ни в коем случае не принимается во внимание. Поэтому как и в ханафитскоммазхабе, каждый мукалляф услышавший о том, что был виден молодой месяц, обязан приступить к соблюдению поста.

2. Если полумесяц видел человек, специально назначенный для этого, правителем той местности, то ихтиляфуль-маталиг не принимается во внимание, жители той местности приступают к соблюдению поста, а жители других мест заканчивают 30-й день Шаабана.

3. Ихтиляфуль-Маталиг принимается во внимание. Жители дальних от того места, где был виден полумесяц, стран, не следуют за жителями той страны, а заканчивают 30-й день Шаабана.

Шафиитский мазхаб: В шафиитскоммазхабе также существуют разногласия по этому вопросу. Имам Навави говорит: «Близлежащие к тому месту, где был виден полумесяц, районы, подобны тому месту, где был виден полумесяц. То есть для них является ваджибом приступить к соблюдению поста. В соответствии с достоверным мнением, для удаленных районов это ваджибом не является». То есть они заканчивают 30-й день Шаабана. Это показывает, что ихтиляфуль-матали принимается во внимание.

Ханбалитский мазхаб: Ибн Кудама в своей книге «аль-Мугни» говорит о том, что если в каком-либо месте был виден молодой полумесяц, то это является обязывающим для всех.

Как мы видим, среди мазхабов более весомым является мнение о том, что ихтиляфуль-маталиг не принимается во внимание. Это же мнение является более подходящим и с точки зрения единения всех мусульман.

Что делать, если видение невооруженным глазом и астрономические расчеты противоречат друг другу?

Несомненно, что самым лучшим является видение невооруженным глазом, подкрепленное астрономическими расчетами. Но, к сожалению очень часто это является невозможным. Получаемые сообщения не соответствуют информации в календаре. Что же нам делать в этом случае? Я уже высказал свое мнение о том, что, на мой взгляд, астрономические расчеты являются одним из видов видения, и что содержащий в хадисе приказ «видеть» включает в себя и эти расчеты. Таким образом, становится ясно, что противоречие возникает между двумя сообщениями о видении полумесяца. Конечно же, в этой ситуации наиболее правильным является действовать исходя из принципа предосторожности. Например, если визуальное наблюдение показывает, что 29 Шаабана является первым днем поста, а астрономические расчеты, говорят о том, что пост начинается 30-го, или наоборот, то как нам кажетсяв обоих случаях к посту следует преступать 29-го. Будет ли считаться в этом случае, что мы держим пост в «йаумушак» (день сомнения)? Мы говорим это исходя из того, что пришедшее сообщение о видении полумесяца, не является слабым. В противном случае, если сообщение относится к категории недостоверных, то для предотвращения его не распространения, несомненно следует отдать предпочтение астрономическим расчетам.

АЛЛАХ знает лучше! 

Социальные комментарии Cackle
Home