• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Халифат в истории мировой цивилизации

Время чтения: 4 мин
6713

Аравийский полуостров – колыбель семитских народов – в древности имел более мягкие природные условия, чем сейчас, доказательством чего служат многочисленные русла пересохших рек (вади). Ученые полагают, что климатические условия начали меняться после того, как здесь поселились люди.

Они принадлежали к различным этническим группам и пришли на Аравийский полуостров с разных территорий. Тезис о том, что арабы – единый этнос, ошибочен. На территории Аравийского полуострова проживали сообщества африканцев, арамейцев, персов, а также представители иудаизма и христианства.

До прихода ислама на его территории существовали четыре государственных образования: Ма'ин, Саба, Катабан и Хадрамаут. Это были не просто государства, но целые цивилизации. От них остались развалины ирригационных сооружений и величественной дамбы Ма'ариба, огромных дворцов и храмов, свидетельствующих о высоком уровне материальной культуры.

Однако процветание этих государств было основано не на земледелии, а на торговле. Главным товаром был ладан, который использовался в религиозных ритуалах и пользовался большим спросом в древнем Египте, Месопотамии, Греции и Риме.

Однако в VII веке в истории Аравии начался новый этап – пророческая миссия Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

При преемниках пророка, да благословит его Аллах и приветствует – праведных халифах (хулафа-ар-рашидун) исламская цивилизация вышла за рамки Аравийского полуострова и достигла Сирии, Месопотамии и Персии, но, не смотря на разросшуюся территорию халифата, Мекка и Медина продолжали играть роль центров традиционной арабской культуры. Медина стала центром изучения Корана и религиозного законодательства.

После смерти четвертого праведного халифа, Али, руководство халифатом перешло к династии Омейядов, а его столица переместилась в Дамаск. Первый омеядский халиф, Муавия, создал не только сильную армию и флот, но хорошо организованный государственный аппарат; были основаны новые города. Этот период стал периодом процветания и стабильности халифата.

Вклад омеядского халифата в мировую историю трудно переоценить: именно при правлении этой династии начался процесс перевода многочисленных древнегреческих и древнеримских рукописей на арабский язык. (Потом они были переведены на латынь и стали достоянием Европы, которая к тому времени уже благополучно забыла о «языческих» цивилизациях Греции и Рима, сегодня считающимися предшественниками современной европейской цивилизации)

Открытая политика омеядских халифов и их заинтересованность в развитии науки и техники стала стимулом для развития всего мусульманского мира, и объективно способствовала прогрессу Европы, которая в те времена охотно перенимала все достижения мусульман.

Все научные достижения того времени в астрономии, медицине, искусстве, литературе пришли на Запад с Востока.

В 750 году к власти в халифате пришла династия Аббасидов. Столица государства была перенесена из Дамаска в Багдад. При Аббасидах развитие халифата достигло своего пика.

Продолжая политику строгого соблюдения приверженности религиозным догмам, Аббасиды в то же время уделяли большое внимание и охотно финансировали развитие литературы, искусства и науки. Времена Аббасидов – времена расцвета ремесел: ткачества, металлообработки, выделки бумаги и развития торговли.

В результате финансового процветания в руках халифа и его приближенных сосредоточились огромные богатства, что нашло отражение в народном творчестве, в частности собрании сказок «Тысячи и одной ночи», где присутствует идеализированная и романтизированная картина жизни тогдашнего халифата.

Во времена правления пятого халифа из династии Аббасидов, Харуна Ар-Рашида (786-833), халифат достиг пика своего расцвета. Сам халиф был известен как покровитель искусства и культуры. При его дворе обитали художники, музыканты и поэты со всего исламского мира. Он слыл знатоком музыки и поэзии и щедро одаривал многих из них.

Аббасиды установили дипломатические отношения с правителями Запада. Харун Ар-Рашид подарил французскому королю Шарлеманю солнечные часы, которыми тот не уставал восхищаться.

Стоит отметить, что период времени, в который существовал халифат в современной истории Запада принято назвать «темными веками». Это время бесконечных жестоких феодальных войн на всей территории Европы, на которой царили полный произвол местных владык и полное беззаконие, зачастую переходящее в состояние анархии. Это продолжалось до XIV века, когда началось создание централизованных государств, вылившееся затем в эпоху Реннесанса, и, в результате, впоследствии  приведшее к доминированию Европы в мировом масштабе.

Халифат Аббасидов пал под ударами монголов в 1258 году и рассыпался на множество сравнительно небольших государственных образований.

Могущество мусульманского мира возродилось намного позже – в XV веке, когда на авансцену мировой политики вышла держава Османов, вписавшая немало славных страниц в его историю и в течение ряда столетий успешно конкурировавшая с объединенным Западом.

Ильдар Мухамеджанов

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle