• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ислам в Кабардино-Балкарии: этический кодекс, джамаат и конфликт поколений

Время чтения: 7 мин
570

Фото: n_kucher / Shutterstock.com.

Фото: n_kucher / Shutterstock.com.

Кабардино-Балкария – республика в составе Российской Федерации. Субъект относится к Северо-Кавказскому федеральному округу и экономическому району. Столица республики, ее административный, образовательный и культурный центр – город Нальчик. Большинство населения Кабардино-Балкарской Республики составляют кабардинцы, балкарцы и другие традиционно мусульманские народы. Рядом с мусульманами сосуществует многочисленная христианская община.

Проникновение ислама на земли Кабардино-Балкарии неотделимо от истории мусульманского вероучения на Северном Кавказе. Благодаря арабскому влиянию процесс шел через город Дербент – древнюю обитель ислама на исторических землях России, в дальнейшем свои роли в укреплении позиций религии сыграли Золотая Орда и Османская империя. Распространение ислама среди кабардинцев и балкарцев носило преимущественно мирный характер.

Средневековые иностранные путешественники отмечали, что верования местных народов представляли собой причудливое сочетание язычества, христианства и ислама. В синкретическом религиозном сознании кабардинцев по-прежнему сохраняется почитание природы. В народных преданиях имя языческого бога связано с горой Эльбрус – с приходом ислама возвышенность стала считаться местом обитания Джина-Падишаха, «повелителя духов».

Фото: saiko3p / Shutterstock.com.

Фото: saiko3p / Shutterstock.com.

Кабардинцы относятся к адыгским народам, главной национальной особенностью которых является наличие своеобразного этического кодекса. «Адыгэ хабзэ» представляет собой свод правил семейно-бытовой и хозяйственной жизни, а также рыцарский кодекс чести. По мнению некоторых исследователей, именно адыгская этика сделала кабардинский ислам более веротерпимым и культурным, способствовала появлению мусульманской интеллигенции – аристократии Кабарды.

Балкарцы – это тюркский народ, в сложившейся российской дореволюционной историографии их было принято называть горскими татарами. У балкарцев также существует собственный народный этикет – «тау адат» («горный адат»), столь же тесно связанный с исламом, как и у кабардинцев. Многие исследователи полагают, что именно у них и был позаимствован «горный адат». Начавшееся в годы Перестройки возрождение ислама находится в сложных отношениях с народными кодексами: от симбиоза до жестокого взаимного конфликта.

Фото: Grigory Lugovoy / Shutterstock.com.

Фото: Grigory Lugovoy / Shutterstock.com.

На развитие ислама в регионе также повлияло проживание балкарцев в период их депортации с 1944 по 1959 годы в Средней Азии и Казахстане. Там мусульманская жизнь в Советском Союзе была более свободной и насыщенной, чем на Северном Кавказе. Вернувшись в Балкарию с начальным религиозным образованием и литературой, они сохранили связи с мусульманами Средней Азии и Казахстана. Некоторые впоследствии стали работать в школах при мечетях – крах СССР привел к образованию идеологического вакуума, который постепенно начали заполнять исламские религиозные деятели.

Конец XX – начало XXI века характеризуется усилением роли ислама в общественной жизни региона. В 1989 году было организовано Духовное управление мусульман Кабардино-Балкарской Республики (ДУМ КБР). В 1990-е годы в каждом населенном пункте республики возникало по две-три исламские общины, которые, как правило, объединяли верующих, проживающих в одном квартале – джамаате, и посещающих одну мечеть или молельный дом. Джамаатами также называются современные исламские общины в республике.

У каждой общины есть либо мечеть, либо кладбищенский молельный дом. Традиция проводить пятничные намазы в молельных домах при кладбищах утвердилась в советские годы, когда большинство мечетей было закрыто. Молодые имамы, как правило, более образованные чем пожилые духовные лица, пытаются донести муллам, что согласно исламским правилам, совершать намаз в подобных местах нельзя. Внутри самих общин существуют разногласия между молодыми и пожилыми прихожанами.

Фото: Stas Vulkanov / Shutterstock.com.

Фото: Stas Vulkanov / Shutterstock.com.

Молодые мусульмане справедливо считают, что у большинства мусульман старшего поколения отсутствуют необходимые знания об исламе. В свою очередь, деятельность мусульманской молодежи полна ошибочных взглядов, поступков, непонимания сложной политической ситуации и присущего также им религиозного невежества, а главное – нетерпения и отсутствия постепенности. Конфликт поколений сложился в 1996-1998 годы, а в начале 2000-х стал открытым, развиваясь на фоне противостояния традиционного ислама ваххабизму.

Молодой муфтият республики, подобно большинству других российских духовных управлений 1990-х годов, столкнулся с проблемой нехватки образованных имамов. Было принято решение направить перспективных молодых мусульман в учебные заведения арабских стран, многие из которых оказались под контролем радикальных организаций. К тому времени в Кабардино-Балкарию уже проводилась экспансия ваххабизма – в 1993 году в Нальчике образовался Исламский центр, ставший вербовочной структурой арабских ваххабитов.

Фото: Yakov Oskanov / Shutterstock.com.

Фото: Yakov Oskanov / Shutterstock.com.

Многие мечети республики попали под влияние ваххабитского подполья, одновременно формировались не только сети вооруженных ячеек, но даже параллельные органы власти. Террористические акты ваххабитов и попытки свержения власти, несмотря на принимаемые в республике законы о запрете экстремистской деятельности, заставили правоохранительные органы и силовые структуры действовать более активно. Отсутствие однозначных критериев выявления ваххабитов приводило к неоправданным задержаниям добропорядочных мусульман и закрытию мечетей, что в конечном итоге привлекало новых адептов в ряды экстремистов.

Власти Кабардино-Балкарии продолжают борьбу с ваххабитами, которая иногда может привести к вооруженным столкновениям. Из предпринимаемых мер прежде всего стоит отметить ликвидацию бандформирований, образованных членами ваххабитских джамаатов, жесткое регламентирование работы мечетей в «зоне риска», задержание и депортацию зарубежных эмиссаров, изъятие и запрещение экстремистской литературы и закрытие подозрительных учебных заведений.

Профилактика экстремизма является одним из основных направлений деятельности ДУМ КБР в настоящее время и заключается преимущественно в улучшении работы с молодежью и повышении образовательного уровня имамов. При ДУМ КБР действует Кабардино-Балкарский исламский институт, в 2007 году переименованный в Северо-Кавказский исламский университет имени Абу Ханифы, куда могут поступить как юноши, так и девушки. Привлечение к религиозной жизни молодежи характеризуют театральные постановки на исламские темы во время священных праздников, проведение игр и соревнований, например, мусульманских футбольных команд.

Фото: gumbao / Shutterstock.com.

Фото: gumbao / Shutterstock.com.

Возрождение религии в Кабардино-Балкарии вернуло местным народам актуальность исламских ценностей как духовного порядка, так и поведенческого. Для все большей части населения региона следование бытовым традициям ислама, особенно в обрядовой сфере, становится обыденным явлением, несмотря на этнокультурные особенности.

В 2023 году в Нальчике состоялось знаменательное событие – закладка камня первой Соборной мечети имени Анаса-хаджи Пшихачева, рассчитанной на единовременное пребывание 5 тысяч верующих. Анас Пшихачев был одним из самых влиятельных религиозных деятелей Северного Кавказа, известный как ярый сторонник социальных реформ и борец с ваххабитскими настроениями в обществе.

 

Социальные комментарии Cackle