• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Сирия: джихад или криминал?

Время чтения: 4 мин
8612

Первое разрешение на то, чтобы взять в руки оружие и вступить в битву, было дано мусульманам после того, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину. Это не было приказом убивать немусульман, что ошибочно принимают за джихад. Это даже не было приказом, это было разрешение. Как сказано в Коране:

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (сура «аль Хадж», «Паломничество», аят 39)

Расположение этого аята иллюстрирует суть Корана и исламской традиции в целом. Потому что несмотря на то, что это первый аят, в котором упоминается сражение, нужно пройти более половины Корана, прежде чем дойти до него. Он расположен в 17-ой из 30 частей Корана, на которые он разделен (в 22-ой суре, 39-м аятом из 78) Отсутствие хронологического порядка изложения аятов, связанных со сражениями, прослеживается по всему Корану. Пример тому – битва при Бадре, самое первое большое сражение, о котором упомянуто в суре «аль Имран» («Семейство Имрана», 3-я сура), но в деталях изложено в суре «аль Анфаль» («Скот», 8-ая сура) Другой пример – битва при Ухуде, вторая крупная битва, упомянутая в суре «аль Имран». Битва у рва, третье сражение, приведено в суре «аль Азхаб» (33-я сура), в то время как битва при Табуке, последнее вторжение мусульман против римлян, в суре «ат Тауба» (9-ая сура).

Если кто-то ищет в Коране какую-то линейность, то скорее всего он будет разочарован.  И форма Корана с началом и концом, какой она представлена в обычных переплетах, скорее навязана. Так, последняя буква последней суры («ан-Нас», 114-ая сура), имеет диакритический знак, подразумевающий продолжение и связанность с чем-то еще. В данном случае – связанность с первой буквой суры «аль Фатиха».  Другими словами, это показывает, что Коран – это не «линейная» книга, с хронологическим порядком, началом и концом, а «круговая» - с повторениями, назиданиями и напоминанием о том, что истории прошлого могут быть созвучны с настоящим.

Как это связано с нашей темой? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте отметим еще один аспект Корана – истории, связанные с определенными народами. Один из часто упоминаемых среди них – история народа израилева. Это истории, которые неподвластны времени. И они не подразумевают проявление высокомерия к представителям тех или иных народов, а служат напоминанием о том, что мы, подобно тому, как сбились эти народы, можем впасть подобные заблуждения. Заблуждение на фоне высокомерия из-за своего знания, богатства, «праведности», разделения на секты, злоупотребления властью, испытаний и невзгод и т.д. – это основные темы, связанные с этими историями. И что должны делать мусульмане, читая их, так это понимать, что в них – не просто история других племен, а то, что действительно может случиться и с ними, то есть принимать ошибки прошлых людей как предостережение от своих собственных. Один из примеров приведен в суре «аль Бакара»:

«Вот Я заключил с вами завет о том, что вы не будете проливать вашей крови и изгонять друг друга из ваших жилищ. Потом вы признали это, свидетельствуя об этом.

Но впоследствии именно вы стали убивать друг друга и изгонять некоторых из вас из жилищ, помогая одним против других в грехе и несправедливости. А если они приходят к вам пленными, то вы выкупаете их. А ведь вам было запрещено изгонять их. Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете» (аяты 84-84)

Эти аяты ниспосланы относительно того, что делали иудейские племена в Медине во время противостояния двух арабских племен – они вступали в ряды тех и других и сражались друг с другом. Они следовали правилам выкупа, утвержденным в Торе, но нарушали запрет на сражение друг с другом. Упрек в этом яате связан с лицемерием относительно того, что соблюдается одна часть Писания и игнорируется другая. Чтобы мусульманам был ясен этот урок, однажды Умар ибн аль –Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал об этом аяте: «Это касается и вас, о мусульмане!»

Если этот аят и касается  в наше время кого-либо, так это тех, кто стекается в Сирию под «флагом джихада». Это неоспоримый факт, потому что если взять Коран в целом, мы увидим, что они не имеют даже правильного его понимания, не говоря уже о том, чтобы следовать ему целиком. Джихад, в военном плане подразумевающий противостояние несправедливости, угнетению, защите слабых и угнетенных, и жертвование своей жизнью ради спасения чьей-либо другой, - это концепция, справедливость и необходимость которой не будут отрицать люди вне зависимости от их веры и позиции. Но религиозно неграмотные, вдохновленные догмами и интеллектуально неглубокие люди извратили ее согласно своим интересам.

Сегодняшний «джихад» основывается на аятах, вырванных из контекста, хадисах, истолкованных по-своему, и некоторых высказываний нескольких ученых. Если бы эта война была джихадом, то с самого начала мы должны были быть свидетелями двух ясно различимых  сторон, одна из которых является угнетателем, а вторая – вставшей на защиту угнетенных. Но теперь это по сути «чехарда» различных группировок, каждая из которых утверждает, что именно она совершает джихад, что именно их воины без расчета попадут в Рай, и что именно она устанавливает Ислам. По сути же они просто сражаются друг с другом, убивая и калеча друг друга, и принося еще больше страданий невинным сирийцам.

И чтобы ясно увидеть ситуацию, нам просто стоит, отказавшись от религиозной риторики, посмотреть на реальные последствия так называемого «джихада». Не стоит большого труда понять, что эти группировки, стремящиеся якобы избавить народ от угнетателя, сами стали его угнетателями. Как сказал Жан-Поль Сартр: «Победу, изложенную со всеми подробностями, трудно отличить от поражения».

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle