Реклама

Сатр: условия, последствия и воспитание

1128

«Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете»

«Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете»

Сатр требует соблюдения определенных условий, без которых оно не будет полноценным и не приведет человека к довольству Всевышнего и к совершению блага в отношении себя и другого.

Условия:

  • Первое условие заключается в том, что сокрытие чужих недостатков не должно совершаться ради шантажа или манипулирования человеком.
  • Сокрытие не должно служить подмогой несправедливости. В Коране Всевышний Аллах говорит: «Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 283) Об смысле этого аята сказано следующее: «Шариат категорически запрещает скрывать свидетельство, и если, несмотря на это, человек поступает так, то его сердце - важнейший орган в организме - поражено грехом. Это объясняется тем, что сокрытие истинного свидетельства подобно лживому свидетельству и приводит к ущемлению прав людей и нарушению взаимоотношений между ними. И если человек совершает подобный грех, то он несет ответственность за свой проступок и проступок того, кто несет материальную ответственность перед другой стороной»
  • Сокрытие не должно служить дискредитации и обману. Сокрытие нельзя использовать в деле, в котором могут нарушиться чужие права. Нельзя помогать притеснителю или обманщику, укрывая его и защищая, в его злодеяниях, нарушающих его обязательства перед другими. В таком случае это будет содействие преступнику.
  • Нельзя укрывать человека, который упорствует в грехе. Если человек потерял стыд и желание исправиться, если его уже не смущает ни ответственность перед людьми, ни страх перед Всевышним, и он осознанно и целенаправленно совершает запрещенные действия, тогда покрывание его дел, вредящих другим и ему самому, будет бесполезным и даже вредным. Это не значит, что о его недостатках нужно «трубить», но следует предупредить тех, кто может от него пострадать. И следует сообщить тем, кто может помочь ему исправиться и вернуться из духовного забытья.

Последствия

Покрывание, соответствующее вышеуказанным условиям, приводит к приятным последствиям как в этой, так и в следующей жизни.

  • Среди них – то, что это увеличивает любовь и милосердие между людьми, увеличивает взаимопонимание. Потому что скрывая чужие недостатки, человек учится быть более терпимым и смиренным, а тот, кого «укрыли», если ему станет известно об этом, наверняка испытает чувство благодарности и признания.
  • Во многих случаях укрывательство побуждало и к стыду за свои плохие дела, что заставляет человека измениться. В хадисе от Абу Дауда говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если ты станешь выискивать недостатки людей, ты испортишь их или будешь близок к тому, чтобы испортить их». Наверняка есть и обратный эффект – когда ты скрываешь недостатки, имея возможность разгласить их, это дает человеку стимул к внутренним переменам.
  • Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды обращаясь к мусульманам, сказал: «О те, которые уверовали на словах, но в чьи сердца не проникла вера! Не вредите мусульманам, уличая их и выискивая их недостатки. Поистине, того, кто будет выискивать недостатки мусульман, Аллах разоблачит, а кого Аллах разоблачит, того Он унизит, даже если будет скрываться в дальней комнате своего дома». (Абу Дауд) Тот, кто разглашает чужие недостатки, сам будет подвергнут унижению. А тот, кто скрывает их, того укроет Сам Всевышний. И не только в этом мире, но и в Судный день.

Основы «сатра»

Такое качество как «сатр» достигается практикой. Но прежде практики важно определенное состояние ума. Есть такое высказывание «Что ты видишь, зависит от того, куда ты смотришь». Если воспринимать себя и людей исключительно как безнравственных, грешных и ненадежных, то как ни странно, именно это и будет «высвечиваться» при наблюдении и общении с другими людьми. Если же воспринимать себя и окружающих большей частью как позитивных и хороших, то внимание человека будет концентрироваться на том, что подтверждает его мнение о других. При таком подходе для человека чужие ошибки, которые его не касаются, будут настолько незаметными или незначительными, что ему и в голову не придет говорить о них и выдавать другим.

Другим важным основанием для сатра может быть оправдание. Некоторые поступки и черты, которые в наших глазах выглядят как негативные, с точки зрения их обладателя будут логичными и продиктованными благими намерениями. Возможно, мы и сами совершаем такое, что с нашей стороны является добром, но неприглядно и сомнительно по мнению окружающих. Понимание того, что объективным и конечным судьей человека является Его творец, также может остановить наше желание быть третьим в этом личном деле.

Третье основание сатра – примеривание на себя. Каждый импульс внимания и злорадства в отношении чужого преступления можно обратить в почву для своего роста – повернув стрелки внимания на себя. Если мы видим недостатки в других, то (чаще всего) потому что узнаем в этих поступках самих себя. И значит в этом можно получить и урок самопознания, и урок роста, проанализировав свое поведение и изменив лекала мышления. Если человек будет поступать так с собой каждый раз, когда ему захочется открыть неприглядную сторону другого, то на других у него не останется ни времени, ни сил. Как говорил один праведник: «Я слишком недоволен собой, чтобы говорить о недостатках других людей».

Ася Гагиева

Сатр: условия, последствия и воспитание

 

 

Социальные комментарии Cackle
Home