• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Разум сквозь призму Корана

Время чтения: 3 мин
17783

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Разум – это один из даров Всевышнего человеку, благодаря которому перед ним открываются врата к благоденствию и вере. Примечательно, что Аллах предупреждает об одинаковом возмездии как для тех, кто не разумеет, так и для тех, кто не верует. Так, в Коране сказано:  «Ни один человек не уверует без дозволения Аллаха. Он обрушивает ярость на тех, кто не разумеет» (сура «Юнус», аят 100).

И в другом аяте: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. Так Аллах насылает скверну (или наказание) на тех, кто не верует» (сура «аль-Анъам», «Скот», аят 125).

Тот, кто не использует разум для размышления и поиска истины, оберкает себя на погибель. В Коране названы некоторые черты разума.

  1. Это орудие для размышлений и речи

«Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, если некоторые из них слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл?» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 75).

В другом аяте говорится: «Воистину, Мы ниспослали Коран на арабском языке, чтобы вы могли понять его» (сура «Юсуф», аят 12).

Причина, по которой Коран был ниспослан на арабском, была в том, чтобы люди, первыми унаследовавшие Ислам, могли понять его и постичь его глубокие смыслы посредством изучения и размышлений.

  1. Разум используется для упорядочивания мыслей

«Почему вы препираетесь относительно Ибрахима (Авраама), ведь Таурат (Тора) и Инджил (Евангелие) были ниспосланы только после него. Неужели вы не разумеете?» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 65).

Противоречивые мысли приводят к ошибочным выводам. А непоследовательность в размышлениях препятствует постижению истины. Поэтому тот, кто не использует собственный разум, не огражден от заблуждений.

  1. Разум служит постижению правды и различению между добром и злом, истиной и ложью

«Он привел вам притчу о вас самих. Есть ли среди невольников, которыми овладели ваши десницы, совладельцы того, чем Мы наделили вас, которые имеют с вами одинаковые права на это и которых вы опасаетесь так, как опасаетесь друг друга? Так Мы разъясняем знамения для людей разумеющих» (сура «ар-Рум», «Римляне», аят 30).

Всевышний запрещает приобщать к Себе сотоварищей. И в пример приводит имущество и права хозяев и рабов: имеют ли они равные права, равное имущество, равную силу? Понимают Его аяты разумеющие.

«Скажи: «Если бы Аллах пожелал, то я не стал бы читать его вам, и Он не стал бы обучать вас ему. Прежде я прожил с вами целую жизнь. Неужели вы не разумеете?»

  1. Разум – не только для размышлений и наставлений, но и для соответствующих им поступков

«Начал думать – реши, решил – действуй», – советует один из психологов. Размышления, слова и призывы тех, кто поучает других, но забывает о себе, бесплодны. Всевышний говорит в Коране:

«Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 44).

Прекрасен пример пророка Шуайба, мир ему, который поступал так, как призывал к тому других:

«Он сказал: «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне прекрасную долю? Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам, а хочу лишь исправить то, что в моих силах. Помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь» (сура «Худ», аят 88).

Продолжение: Часть вторая

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle