Разум сквозь призму Корана. Часть 2

1846

Разум сквозь призму Корана. Часть 2

Разум сквозь призму Корана. Часть 2

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Начало: Честь первая

  1. Разум дает возможность рационального выбора между правдой и ложью, добром и злом. Разум – орудие различения

«Мы уже ниспослали вам Писание, в котором содержится напоминание о вас. Неужели вы не разумеете?» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 10).

  1. Разумные люди могут себе позволить отказаться от сиюминутных радостей и наслаждений в пользу вечного блага

«Все, что вам даровано, является всего лишь преходящим благом мирской жизни и ее украшением, а у Аллаха - нечто более прекрасное и долговечное. Неужели вы не разумеете?» (сура «аль Касас», «Рассказ», аят 60).

В других аятах нет прямого упоминания о разуме, но их смысл в том, что разумный человек из двух решений выбирает то, которое ему наиболее выгодно в долгосрочной перспективе:

«О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно» (сура «ат Тауба», «Покаяние», аят 38).

  1. Разумный человек умеет брать уроки из происходящих с ним событий

В суре «аль Анкабут» («Паук») в аяте 35 говорится, что город Лута оставлен как напоминание людям о том, что отрицание повелений Всевышнего и приобщение к собственным страстям ведет к погибели:

«Мы оставили от него (селения народа Лута) ясное знамение для людей разумеющих».

«Они уже проходили мимо селения, на которое выпал недобрый дождь. Разве они не видели его? О нет! Они не надеялись на то, что будут воскрешены» (сура «аль Фуркан», «Различение», аят 40).

  1. Разум позволяет нам брать уроки не только из личного опыта, но и из истории в целом

«До тебя Мы направляли посланниками только мужей из селений, которым мы внушали откровение. Разве они не странствовали по земле и не видели, каким был конец тех, которые жили до них? Воистину, обитель в Последней жизни лучше для богобоязненных. Неужели они не разумеют?» (сура «аль Фуркан», «Различение», аят 40).

  1. Разум помогает нам замечать знамения Всевышнего на земле и делать выводы

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 164).

«Он покорил вам ночь и день, солнце и луну. Звезды также покорны по Его воле. Воистину, в этом - знамения для людей разумеющих» (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аят 12).

  1. Разумный человек относится с уважением к другим, особенно если это связано с отношением к пророкам

«Воистину, большинство из тех, которые зовут тебя из-за пределов комнат, не разумеют» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 4).

Перечисленные в Коране «признаки» разума трудно оспорить, и наверняка большинство согласится с тем, что отсутствие таких качеств характеризует человека как ограниченного и недальновидного. Так, Всевышний напоминает нам, что некоторые модели поведения не согласуются с тем что называется разумным поведением.

Но стоит также отметить, что в Коране есть аяты, в которых хотя и не упомянуто о разуме прямо, но смысл их в том, что разумный или размышляющий человек непременно придет к необходимости следования пути Всевышнего и будет использовать наилучшим образом один из Его великих даров – разум.

Ася Гагиева

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home