О достоинстве отказа от просьб в исламе
«Воистину, богачи не дадут тебе столько, сколько потребуется
для избавления от нужды, однако дадут тебе столько,
сколько будет достаточно для того, чтобы ты опозорился»
Ибрагим ан-Нахаи
Ислам учит своих последователей высокой нравственности, достоинству и уважению, а также терпению и упованию на Аллаха. Все эти ценности разбиваются об одну внешне незначительную, но по сути вредную – привычку к просьбам. Нет порицания в том, чтобы обратиться с просьбой в случае крайней нужды, нестерпимых обстоятельств или каких-либо чрезвычайных ситуаций, но частое обращение с просьбами порицается во многих хадисах. Просьбы приводят к губительным последствиям как в этом мире, так и в следующей жизни. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Если бы вы знали, что несет в себе просьба, то ни один из вас не пошел бы к другому, чтобы попросить» (Сахихат-Таргъиб, 796).
Он предпочитал тяжелый труд и самостоятельность легким приобретениям, достающимся навязчивостью. Так, со слов аз-Зубайра ибн аль-Аууама, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, любому из вас взять свою веревку, а потом отправиться в горы, принести на спине вязанку дров и продать их, благодаря чему Аллах убережет его от нужды, будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-то, а могут и отказать». (Бухари)
До нас дошли и другие хадисы, повествующие о возможности воздержания, достоинстве упования и порицании попрошайничества:
- Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек будет обращаться с просьбами к людям до тех пор, пока не явится он в День воскресения без единого кусочка плоти на своём лице» (Бухари, Муслим).
- Передают со слов Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто просит у людей их имущество для того, чтобы прибавить свое (имущество), просит для себя Огня Ада. Поэтому пусть если хочет просит мало, а если хочет много» (Муслим, 1041).
- Передают со слов Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто станет стремиться к воздержанности, Аллах приведёт к воздержанности; того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит (от необходимости обращаться к другим), а тому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение, и никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение» (Бухари).
- От Абу Саида передается о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто старается обходиться своими силами, тому Аллах помогает в этом. Кто проявляет воздержанность, тому Аллах помогает в этом. Кто проявляет удовлетворенность, тому Аллах дает достаток. А кто просит людей, когда у него есть хотя бы сорок дирхамов, тот проявил настойчивость в просьбах» (сахих аль-Джами, 6027).
- Передается от Муавии, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не проявляйте настойчивости в просьбах. Клянусь Аллахом, кто бы из вас не попросил меня о чем-то и потом я дам ему это, мне это не нравится и не будет в этом благодати» (Муслим).
- Со слов Саубана о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто мне гарантирует одну вещь, а за это я гарантирую ему Рай?» Саубан сказал: «Я». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не проси у людей ничего». И когда у Саубана падала плеть, он не просил никого подать ее, а спускался сам» (ибн Маджа).
- Со слов Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кого постигла нужда, а он обратился к людям для избавления от нее, они не помогут избавиться от нее. А тот, кого постигла нужда, и он обратился с ней к Аллаху, то Он обязательно пошлет ему его удел рано или поздно» (Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд, аль-Хаким).
- Также со слов Самуры ибн Джундуба передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обращение с просьбами к людям - это изнурение для лика. Если человек хочет сохранить свое лицо и воздержанность, пусть сделает это. Если только человек не захочет попросить правителя или попросит при крайней нужде» (сахих аль-Джами; сахихат-Таргъ).
- От Абдуррахмана ибн Ауфа о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я клянусь вам Аллахом о трех вещах: что имущество никогда не уменьшится по причине милостыни; что человека, который простит тому, кто поступил по отношению к нему несправедливо, Аллах Всемогущий обязательно возвеличит за это; и что если человек откроет врата для просьб у людей, то Аллах откроет для него врата нищеты!» (Ибн Абу ад-Дунья).
- От Саубана передается о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто просит что-то, хотя не нуждается в этом, это будет для него позором в Судный День» (сахихат-Таргъиб, 799).
Частые просьбы приводят к тому, что человек учится жить за счет других, обесценивает собственные силы, отказывается видеть возможности и пути развития. Это приводит к некоей зависимости от других и принижению своих способностей и ресурсов. Это самообман, от которого страдает сам человек и окружающие, которым он докучает. Возможно, поэтому имам Ахмад попрошаек относил к незавидной категории лгунов:
«Самые лживые из людей, это къуссасы (призывающие на основании историй и рассказов) и попрошайки!» (ат-Туртуши в «аль-Хауадис», 112).
Ася Гагиева