• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как справиться с гневом?

Время чтения: 4 мин
7173

 

Стадии гнева

Корни слова «гнев» (“anger”) восходят к индо-германскому корню “angh”, что значит «ограничивать».  В общеславянском языке буквальное значение слова «гнев» - это «чувство раздражения» (от повреждения). В психологическом словаре «гнев» - это «адресная реакция агрессии через открытое прямое давление на партнера». А агрессия, как известно, это всегда реакция защиты.
Из вышеперечисленных определения можно сделать общий вывод, что гнев – это реакция агрессии в ответ на ограничение естественных потребностей, прав, свобод человека. То есть человек гневается, когда по его мнению, его права на что-либо ущемляются, будь то отдых, жизнь, честь или имущество. Это убеждение ( в большинстве случаев неосознаваемое) является первой стадией греха, его началом.

Вторая стадия, непосредственно, - это стадия агрессии. Не всегда это кулаки и обидные слова. Это могут быть и злые мысли в адрес «обидчика». А они вредят их «носителю» не меньше, чем последствия гневных слов или действий.

Третья стадия – это выражение гнева: поступки, слова, действия. В общем, вред, который наносится «обидчику» или… самому себе (если человек гневается на самого себя (не успел, не сделал, не смог и т.п.).

Преодоление гнева

Наверно, нарушение прав – это явление, с которым человек сталкивается каждый день. Все мы получаем свою порцию физического или морального ущемления со стороны окружающих. Как же в такой ситуации следовать указанию Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не гневайся!»? Пройти мимо несправедливости, как ни в чем не бывало?

Гнев – это реакция на несправедливость (с оговоркой, что у каждого человека свое понимание того, что справедливо и что несправедливо). Как должен поступить верующий, если он стал свидетелем несправедливости, и его сердце (в форме гнева) сообщает ему об этом?

Во-первых, это терпеливость. Импульс гнева моментально проходит две стадии и человеком осознается только последняя – стремление причинить ответный вред, нанести ответный ущерб виновнику. Разум человека будто слепнет перед сильным желанием восстановить справедливость. В эти моменты он подобен стрелку, чьи глаза завязаны, и который целится в мишень – шансы, что он попадет «в яблочко» меньше нуля.

Чтобы достичь цели, ему нужно снять повязку, а если говорить о гневе, чтобы восстановить ту самую справедливость, он должен успокоиться. Как это сделать?

Рассказывают, что однажды при Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, два человека вступили в перебранку, у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. Увидев это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоится. Если он скажет: «Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями» , то перестанет гневаться» . Также в другом хадисе говорится: «Когда кто-то гневается и скажет: «Я прибегаю к Аллаху от проклятого Сатаны», то его гнев стихнет»

Первостепенная задача разгневавшегося – это удержаться от причинения вреда другим или себе,  словами или действиями.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда один из вас гневается, то пусть он сядет, если стоит. Если его гнев не пройдет, то пусть он ляжет».

Этот хадис рассказал его сподвижник Абу Зарр. Рассказывают, что Абу Зарр однажды поил своего верблюда водой из колодца. В это время мимо него проходили несколько человек, один из которых сказал: «Кто из вас опередит Абу Зарра (в черпании воды из колодца) таким образом, чтобы у него волосы встали дыбом?» Некто вызвался это сделать, и в результате сломал колодец. Абу Зарр думал, что человек собирается ему помочь напоить верблюда, а вместо этого он его обидел и сломал колодец. После этого Абу Зарр сначала сел, а затем лег. Когда его спросили о том, почему он сначала сел, а затем лег, он ответил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…» и далее упомянул приведенный выше хадис .

Ученый Аль-Хаттабий передал толкование данного хадиса от Абу Дауда: «Стоящий сам по себе готов к дальнейшим действиям, удару и т д. Сидящий – менее способен на это, а лежащий – не способен на подобные действия (если он не встанет). И повеление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сесть или лечь направлено на удержание гневающегося от действий, в совершении которых он будет раскаиваться потом»

Решения, принятые в гневе, и обещания, данные при нем, почти всегда приводят к раскаянию. Лев Толстой писал: «Как ни неприятен гнев для других, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде».

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle