• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Желания – один из соблазнов

Время чтения: 2 мин
3391

Известно высказывание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в котором он предостерегал своих последователей от отшельничества и самоизоляции, назвав это, фактически, добровольным погребением себя в могиле. Здесь очевиден намек на преобладание в человеке его общественной природы. Эта природа человека может и должна  раскрываться только в окружении себе подобных, во взаимоотношениях разного уровня.  Иными словами, путь в Рай лежит через отношения, которые связывают людей друг с другом.

Но в данном хадисе содержится и неочевидная, незаметная с первого взгляда составляющая. Речь идет о желаниях человека. Возьмем для начала обычные, мирские желания. Допустим, что желание сбылось. Помню одного своего товарища. Он мечтал купить современный, самый продвинутый музыкальный центр с эффектом присутствия. Пришел день, когда он, наконец-то, его приобрел. Сияя от счастья, он привез свою мечту домой, установил новую технику, устроился поудобнее, включил, насладился звучанием и когда его рука потянулась к выключателю…  в его сознание как снег на голову свалилось откуда-то сверху горькое осознание того, что мечта сбылась, но счастье – вдруг куда-то исчезло… И он с удивлением первооткрывателя делился со мной той истиной, которая ему открылась в тот момент: раз счастье исчезло после того, как он получил, то что хотел, то в другой раз он может быть счастлив только желая что-то другое.  И так раз за разом. Мой друг понял, что такое счастье мимолетно, что оно ненастоящее. - А где же тогда настоящее счастье? – вопрошал он.

И вот после этого осознания обманчивости желаний, к человеку может прийти желаний найти истину, чтобы обрести настоящее счастье. А для этого нужно уединиться.  И тысячи людей уходят в леса,  в горы или монастыри, поставив перед собой такую цель, но … ничего не происходит. Дело в том,  что такие люди оказываются в одной из ловушек эго, а именно: они вновь следуют за желанием. Только форма этого желания – другая, соблазнительная. Ведь теперь человек не желает чего-то мирского, нет! Теперь ему нужно нечто высокое, духовное. Такой человек хочет Бога, рая, небес, просветления, карамата или бараката, если говорить мусульманскими терминами. Но суть не меняется – человек продолжает желать и … остается пленником желания. А желания всегда ведут к страданию… Большому или малому – но к страданию. И тогда человек начинает думать, что это вещи вокруг него неправильные: в его страданиях виноваты жена, муж, дети, общество, правительство… налоги, цены… не там родился,… не в той стране живет… Мало ли причин, которые загоняют нас в депрессию.

Таким образом, пресекая соблазн своих последователей отказаться от мира, «уйдя в горы», Пророк (мир ему и благословение) фактически стремился спасти их от одной из форм заблуждения, вызванного непониманием природы человеческих желаний, хотел избавить их от лишних страданий.

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle