• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Особенности Ислама по-китайски

Время чтения: 3 мин
3843

Согласно официальным данным мусульмане живут в Китае с VIII века.Первыми мусульманами в Поднебесной стали арабские и персидские купцы-мусульмане, которыепо «Шелковому пути» и из-за моря привозили в Китай свои товары.Именно они познакомили остальной мир с китайским шелком, фарфором, чаем, компасом, бумагой и порохом. Со временем в Китае осталось жить немало таких купцов-мусульман. Их потомки и стали первыми китайскими мусульманами. Влияние мусульман постепенно возрастало и со временем стало весьма ощутимым. Так мусульманские чиновники занимали высшие чиновничьи посты в государстве. Понятное дело, что это был внутриполитический ход императорского двора. Мусульман попросту использовали в качестве элемента системы «сдержек и противовесов» в управлении страной. Это позволяло держать узде местных чиновников, исповедующих традиционное для Китая конфуцианство.

Тем не менее, Ислам, пусть и в качестве вспомогательного инструмента реализации исполнительной власти, стал частью управленческой системы Китая. Конечно, Ислам в таких условиях претерпел серьезные изменения. Можно сказать даже, что Ислам в Китае, или, точнее, китайский Ислам претерпел реформацию и, потеряв свой классическийоблик, стал сильно отличаться от Ислама в остальном мусульманском мире. Например, Уже в XVII веке в Китае при мечетях были открыты школы для девочек. Но школы для девочек – это еще приемлемое дело. На этом процесс реформирования Ислама не прекратился, но лишь усилился. После окончания эпохи династических правителей, т.е. после 1912 года китайский Ислам стал видоизменяться особенно сильно. Теперь власти стремились сформировать в странелояльное к государству образованноемусульманское меньшинство. Так власть рассчитывала обеспечить поддержку своей политики в мусульманской среде. Одним из проявлений «лоялизации»Ислама сталовозникновение института имамов-женщин. Это произошло около ста лет тому назад. В самом начале женщины-имамы работали только в среде мусульманской общности, называемой община Хуэй. Этот этнос, является одним из 56 официально зарегистрированных в Китае народностей и проживает в восточных и центральных областях страны.  По своей численности (более 21 млн.человек) община Хуэй даст фору многим мусульманским странам. Общине Хуэй принадлежит около 3600 мечетей. Всего в центральном и восточном Китае насчитывается около 80 женщин-имамов, а также около 6000 т.н. женщин-имамов более низкого ранга, управляющих маленькими деревенскими мечетями. Труд женщин-имамов оплачивается государством. До последнего времени мечети различались как женские и мужские.С начала нового века появились и смешанные мечети. В них женщины читают  проповеди мужчинам, такого понятия, как женская половина молельного зала не существует.

Нельзя сказать, что реформированный Ислам насаждается огульно, по распоряжению сверху. Религия - дело щепетильное и здесь нельзя действовать силой. Надо отдать должное властям Китая, которые могли бы решить проблему мусульманского присутствия в стране старинным и жестоким методом «хороший индеец – мертвый индеец». Отнюдь нет. Китай - это хоть и коммунистическая, но все же восточная страна, поэтому   власти избрали другой, более человечный и гибкий путь. Задачу по поиску возможностей реформирования Ислама власти возложилина плечи китайских мусульманских теологов. Расходы государство взяло на себя, так что труд теологов оплачивается из казны.Китайские теологи вполне успешно отрабатывают свои гонорары, находя в Коране и работах мусульманских теологов такие моменты, которые позволяют им узаконить те или иные реформы в Исламе. Например,шариатское установление о том, что женщина может служить имамом, была обоснованатрудами средневекового теолога Мухаммада ибн Джарира ат-Табари.

Нельзя сказать, что китайские мусульмане, придерживающиеся, как мы сказали бы – традиционного Ислама, покорно принимают реформированный Ислам. Прежде всего речь идет об уйгурах, которые по определению не принадлежат к какой-либо из народностей китайских кровей. Например,в начале 1980-х мусульмане-уйгуры стали протестовать против реформирования Ислама. Власть среагировала быстро – около десяти протестных активистов были расстреляны «за попытку государственного переворота», ещё несколько десятков традиционалистов были приговорены к длительным срокам заключения. Попутно властивыдворили из страны всех проповедников из Саудовской Аравии, предъявив им обвинение в занятиях «подрывной деятельностью».

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle