• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

История летоисчисления: лунный календарь

Время чтения: 5 мин
9403

В предыдущем материале мы вкратце рассмотрели историю летоисчисления в западном мире. Обратившись к мусульманскому средневековью, мы увидим, что мусульманские ученые раньше, чем их европейские коллеги, разработали более совершенную и точную систему исчисления времени. Однако системы летоисчисления Малик-шаха и т.н. Джалалийский календарь хотя и превосходили европейские календари по точности, но при этом требовали высоких научных знаний, проведения сложных расчетов и использования астрономического инструментария и приборов для наблюдений. В общем, точные календари для исчисления времени и выдающиеся достижения мусульманских ученых в области астрономии и морской навигации были результатом большого научного труда.

Однако уже упоминавшийся хадис:

«Мы – неграмотная община: мы не пишем и не считаем» подразумевает, что в основе календаря, предлагаемого для всеобщего пользования в исламском мире, должна лежать очень простая и ясная метода, которая не нуждается в записи и счете. Летосчисление, используемое для повседневных религиозных нужд населения, должно представлять собой систему счета, основанную на простых вещах, видных и понятных, как говорится «невооруженным глазом».

Именно по этой причине в том, что касается поклонения и других религиозных вопросов исламский шариат взял на вооружение не солнечный, а лунный календарь. При этом необходимо помнить, что это нисколько не умаляет достижения мусульманских ученых-естествоиспытателей в деле создания точного солнечного календаря. Предпочтение шариатом учета времени по фазам луны не означает отказ от использования солнечного календаря.

Рассмотрим подробнее основы лунного летоисчисления.

Луна совершает полный оборот по своей орбите в течение отрезка времени, равного двадцати семи дням, семи часам, сорока трем минутам и четырем целым семи десятым секунды. Этот отрезок времени называется лунными сутками. Если остаток, превышающий 27 дней, перевести в десятичные дроби, получится 0,321582 дня.

Таким образом, лунные сутки равны 27,321582 земных дней.

Время, которое проходит между двумя новолуниями равно двадцати девяти земным дням, двенадцати часам, сорока четырем минутам и двум целым девяти десятым секундам. Если остаток, превышающий целые дни, перевести в десятичные дроби, то получится 0,530589 дня.

Таким образом, один лунный месяц равен 29,530589 дням. Поэтому лунный год, состоящий из двенадцати месяцев, оказывается равным: 12×29,530589 = 354,327068 дням.

Иными словами, один лунный год равен тремстам пятидесяти четырем целым и тремстам двадцати семи тысячам шестидесяти восьми миллионным дня.

Если принять, что месяцы равны попеременно 30 и 29 дням, то окажется, что в каждом месяце имеется неточность, равная приблизительно 0,030589 дня. В течение одного года это искажение достигает 0,367068 дня.

В течение тридцати лет неточность достигает 30×0,367068 = 11, 012204 дней. Иными словами, за каждые тридцать лет накапливается искажение, едва превышающее одиннадцать дней.

Если бы мы считали, что в каждом лунном году имеется 354 дня, то в этом случае (относительно солнечного календаря) каждые тридцать лет накапливалось бы одиннадцать «лишних» дней, а каждые девяносто лет – тридцать три дня. То есть после первых девяноста лет начало месяца мухаррам приходилось бы на 27-й день месяца зу-л-каада, начало рамадана на 27-й день месяца раджаб. Это привело бы к полному аннулированию таких религиозных актов, как пост, хадж и Курбан-байрам. Это привело бы к восстановлению отвратительной практики «насий’», запрещенной Кораном, и к потере почтения к Священным месяцам.

Для того, чтобы лунные месяцы, сдвигающиеся вперед на одиннадцать дней в течение каждых тридцати лет, вернулись на свои изначальные места, понадобилось бы около 965-ти лет.

Во избежание столь больших искажений мусульманские ученые решили добавлять одиннадцать дней к каждому тридцатилетнему циклу. Иными словами, они постановили, что в одиннадцати из каждых тридцати лет, имеется не 354, а 355 дней, т.е. одиннадцать лет являются високосными.

Согласно этому установлению мусульманских ученых високосными годами в каждом тридцатилетнем цикле являются: 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й и 29-й годы.

Позволяет ли такой способ установления високосных лет полностью избежать искажения летоисчисления?

Если бы один месяц равнялся только 29 дням, 12 часам, 44 минутам, то подобный способ определения високосных лет мог бы полностью решить проблему искажений. Ибо 44 «лишние» минуты каждого месяца в течение года превращались бы в: 12×44 = 528 минут. Каждые тридцать лет: 30×528 = 15840 минут. Иными словами, накапливалось бы ровно одиннадцать дней искажения без остатка. Таким образом, одиннадцать високосных лет, по которым распределялись бы эти одиннадцать дней, полностью снимали бы проблему неточности лунного календаря относительно солнечного.

Но один месяц не равен только 29 дням, 12 часам и 44 минутам. Есть еще две целых, девять десятых (2,9) секунды излишка.
Поэтому в каждом году накапливается: 12×2,9 = 34,8, а в каждом тридцатилетнем цикле: 30×34,8 = 1044 секунды излишка. В течение трехсот лет эта величина достигает 10440, за три тысячи лет – 104400 секунд. Последнее число равно полновесным двадцати четырем неучтенным часам. А это – целые сутки! В течение тридцати тысяч лет количество неучтенных суток превысит двенадцать дней.

Если выразить сказанное в десятичных дробях, то получится следующее:

Каждые 30 лет остаток составит 11,01204 дня.

Одиннадцать целых данного остатка вводятся в оборот посредством добавления одиннадцати високосных лет. Но остается еще 0,01204 «неприкаянного» излишка. Этот излишек в течение трех тысяч лет достигает 1,204 дня, а в течение тридцати тысяч лет – 12,04 дней. То есть 12 суток и около одного часа сверх того.

Столь значительная ошибка в лунном летосчислении, хоть и растянута на колоссальный временной отрезок, тем не менее, указывает на несовершенство такого метода, как добавление високосных лет.

По этой причине, наш исламский шариат нуждается в точных расчетах. Но он не принимает во внимание календарные годы, по причине того, что, сколько бы тщательно не велся их учет, ошибок при этом избежать не удается. Можно выразить эту мысль еще лучше: шариат не предписал людям следовать неверной в своей основе, а потому нуждающейся в точных расчетах системе летоисчисления, но привязал исполнение актов религиозного характера к астрономическим годам. Поскольку календарные годы никогда не совпадают с астрономическими годами, будучи либо дольше, либо короче их, исламский шариат никогда не привязывал поклонение и другие религиозные акты к календарным годам.

В продолжении материала мы рассмотрим причину, по которой шариат предпочел лунное летоисчисление.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle