• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Важно знать: границы добрачных взаимоотношений в исламе

Время чтения: 4 мин
10091

Исламское право разрешает и побуждает прибегать к сватовству до вступления в законный брак, потому что привязанность потенциальных мужа и жены происходит по причине взаимного познания характера, набожности, нравственных и внешних качеств друг друга. Это взаимное познание и позволяет выбрать наиболее подходящего спутника жизни, с которым можно достойно пройти весь жизненный путь.

Ошибочное мнение некоторых востоковедов или религиозно неграмотных людей рисуют окружающим неправильную картину мусульманского бракосочетания: некий самоуверенный джигит, не отличающийся выдающейся внешностью, берет в жены самую красивую девушку, практически не оставляя ей права выбора.

Или, например, юноша пытается взять в жены Гульчатай, закрытую паранджой от головы до пят, даже ни разу не взглянув на нее. В общем, картины рисуются разные: либо он берет кота в мешке, либо она. В действительности, исламское право не толкает на случайный и неосознанный выбор человека, с которым потом придется жить всю оставшуюся жизнь. Практика сватовства в исламе подтверждает это. Хотя и в сватовстве есть свои правила и ограничения. Чтобы лучше узнать друг друга, можно попросить друзей, знакомых или родственников поделиться информацией относительно биографии будущего мужа или жены. Биография раскрывает нрав человека, его набожность, семейные обычаи и.т.п.

Известный ученый Шах Валиуллах ад- Дахлявий сказал: «Желательно, чтобы женщина происходила из рода, женщины которого имеют благие обычаи; поистине, люди как рудник, золотой или серебряный» 12 т.е. зная в какой именно рудник (семью) вы приходите добывать руду, вы можете без труда можете определить вид той руды которую вы извлекаете из этого рудника. Следовательно, лучше заранее выбрать «вид сплава» своей будущей семьи, поскольку маловероятно, что сочетание чугуна и золота дадут хороший результат.

Что касается внешних данных жениха и невесты, то обо всех них можно без труда узнать с помощью слуха, зрения, обоняния при непосредственном знакомстве. Именно поэтому исламское право позволяет многократные взгляды друг на друга во время сватовства, так как они укрепляют привязанность будущих супругов друг к другу. Мужчина поступит неправильно, если заключит брак с женщиной, ни разу не взглянув на нее. Достаточно вспомнить ситуацию, произошедшую со сподвижником Пророка Мухаммада (мир ему) Мугирой ибн Шубой, который посватался к женщине.

Пророк (мир ему) спросил его: «Ты ее видел?». Он ответил: «Нет». Тогда Пророк (мир ему) ему сказал: «Посмотри на нее, ведь это лучшее, что может соединить между вами (вызвать симпатию между вами)» . Имам Шафии советовал мужчинам, которые хотят жениться, смотреть на женщин до того, как они станут свататься к ним. Так, если желание свататься не пропадет, то пусть сватаются; а если они передумают свататься, тогда их отказ или нежелание не принесет душевной травмы хрупким и ранимым женщинам. При взгляде жениха на невесту или невесты на жениха следует учитывать следующие условия:

1) смотреть дозволенно при условии, что преследуемая цель – сватовство. В противном случае смотреть запрещено (харам).

Также стоит отметить, что если мужчина смотрит на женщину, зная о невозможности взять ее в жены из-за сильного различия в социальном статусе или по другой веской причине, то смотреть ему на нее запрещено, ровно как и ей на него;

2) смотреть дозволенно только на те части тела, которые не запрещено демонстрировать посторонним;

3) смотреть можно только на женщину, которая может быть потенциальной женой на данный момент. Иначе говоря, запрещено смотреть на женщин, не дозволенных для бракосочетания (махаррамат).

Поэтому запрещается смотреть на атеистку, буддистку, чужую жену ровно так же, как и женщине нельзя смотреть на атеиста, буддиста и мужчину, имеющего четырех жен;

4) лицезрение жениха или невесты, связанное с желанием заключить брак, не должно перерастать в лицезрение с целью получения наслаждения.

Важно не терять самоконтроль и в момент, когда страсть начинает преобладать над разумом, перестать смотреть на свою будущую супругу или супруга. Помимо этих условий важно помнить, что жених не может уединяться с невестой, их встречи должны проходить в присутствии родственников невесты или в людных местах, таких как площади, оживленные улицы или кафе. Уединенное место, отсутствие свидетелей может пробудить страсть, желание и толкнуть жениха и невесту на греховные действия, последствия которых необратимы.

Поэтому стоит прислушаться к наставлению Пророка Мухаммада (мир ему), переданного от Джабира: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и Судный день, не уединяется с женщиной в отсутствии ее родственника, а иначе (если третьим не будет ее родственник, тогда) шайтан будет третьим среди них».

Рустам Нургалеев. Личный статус в Исламе

Социальные комментарии Cackle