Поведение детей в мечети. Подробный разбор
Дети делятся на три категории:
1. Первая категория: маленькие и безгрешные. Они не понимают этики поведения в мечети и не знают ничего о молитве. У них нет понимания того, что мечеть – это место для поклонения Аллаху. Также есть опасность, что они будут мочиться в мечети1 или играть внутри и таким образом нарушать ее святость. В эту категорию [обычно] входят дети 5-6 лет2.
Хукм для детей этой категории3 – что недозволено приводить их в мечеть.
Если родители приведут такого ребенка в мечеть, и ребенок нарушит святость дома Аллаха, то грех будет на родителях, потому что эти дети безгрешны. Смотрители мечети также могут запретить таким детям зайти в мечеть.
Шариат для каждого деяния предусматривает рамки. Эти рамки – то, что называется Дин4, и мы должны их придерживаться.
[Это та категория детей, которую имел в виду Пророк (мир ему) когда говорил: «Держите умалишенных и [маленьких] детей подальше от ваших мечетей5]
2. Вторая категория – это дети постарше: между 7-ю и 11-ю годами.
Эти дети понимают статус мечети и уважают его до некоторой степени. Однако, из-за отсутствия полного понимания, они не отдают ей должного уважения. Таких детей можно приводить в мечеть, но лучше не делать этого [если в отношении этих детей все еще есть вероятность, что они могут чрезмерно мешать. Это уже вопрос воспитания и врожденной склонности ребенка. Ученые говорят, что есть огромная польза в том, чтобы дети посещали мечеть, особенно в немусульманских странах, где они и так не видят мусульман, потому что это сильно способствует формированию у них исламской идентичности – восприятия себя мусульманами].
3. Третья категория детей – те, которые близки к зрелости. Это 12-14 лет. Однако 15-летний и так уже будет считаться зрелым, даже если у него нет признаков созревания.
Хукм в отношении этой категории: их следует приводить в мечеть с целью привить им привычку совершать джамаатом пятничный намаз, поскольку молитва становится обязательной для них по достижении совершеннолетия. И также становится фарзом для них совершение джума. Если не привить это до того, как они достигнут зрелости, придется приучать уже после того, как она станет обязательной, из-за этого они могут вообще не посещать джума. Поэтому настоятельно рекомендуется приводить подростков в мечеть, предварительно объяснив им дома правила уважения этого места. Нужно научить их не шуметь в мечети, поскольку это священное место, где поминают Аллаха.
Детские ряды во время намаза
Ряды для детей должны быть устроены сразу за мужскими рядами, после того, как они заполнились6. Это путь Сунны. Те, кто пришел уже после начала намаза, должны присоединяться к «детским» рядам, с правой и левой стороны.
Отодвигание детей
Некоторые опоздавшие начинают оттаскивать детей назад, если видят их в рядах молящихся. Некоторые берут их за ухо и тащат назад. Все, кто опаздывает, делают так. Это часто встречается во многих мечетях. А случается это потому, что в наши дни большинство людей опаздывают на намаз. Почему-то они думают, что недозволено молиться рядом с ребенком.
Это абсолютно неверно. Нужно избавиться от этой мысли. Следует встать рядом с ребенком, будь это в первом ряду или в последнем. Вы можете встать слева или справа от него. Это не нарушает намаз и не влияет на него. Все опоздавшие должны встать сзади рядом с детьми. Недозволено передвигать детей назад, за себя. Этот поступок греховный. Поступая так, мы нарушаем их молитву и, таким образом, берем на себя грех.
Нахождение в рядах взрослых
Если дети, которые пришли в мечеть на намаз, не воспитаны и бегают по мечети, дурачатся, смеются и болтают, то хукм в отношении них, что они должны быть разделены и находиться среди взрослых. Им не нужно создавать отдельный ряд. Таким образом, они не смогут мешать остальным. Или если в мечети лишь один или двое детей, то им дозволено стоять в намазе со взрослыми, и это не будет карахат7.
Воспитание
Мы также должны помнить, как обходился с детьми Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Нельзя быть жестокими или бить детей. Пророк (мир ему) сказал: «Тот, кто не испытывает милосердия к младшим и не уважает старших, - тот не из нас». Анас (радыяллаху анх) служил Пророку 10 лет, и ни разу Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не упрекнул его за то, что он делал, или за то, чего он не сделал.
Сильно ругать, укорять или бить ребенка – против сунны. Более того, если сильно поругать ребенка, это не даст длительного результата. Он может на время перестать делать что-то, однако потом снова повторить этот поступок.
Ребенка нужно учить с любовью и нежностью тому, что мечеть - это не место для шалости и игр. Если вы объясните ему это мягко [а не сделаете выговор], то он будет уважать вас и, иншаАллах, в другой раз не повторит своих ошибок.
Пусть Всевышний даст тауфик воздерживаться от дурных поступков. Амин.
Редакция и комментарии – Фараз Раббани
- 1. это случается гораздо чаще, чем можно первоначально предположить!
- 2.с шариатской точки зрения важен не их возраст, а их способность соблюдать нормы поведения, например, не причинять чрезмерное беспокойство молящимся. Это то, что упоминают ученые-ханафиты, но похожие детали приводятся и в текстах маликитов, ханбалитов и шафи'итов. Если родители объективно уверены в том, что ребенок будет вести себя подобающим образом, не будет пачкать мечеть, то в этом случае взять их в мечеть – большое благо, как говорят алимы.
- 3. тех, от которых объективно нельзя ожидать, что они будут вести себя хорошо, и могут чрезмерно отвлекать молящихся.
- 4.т.е. Религия или закон.
- 5.Ибн Маджа и другие.
- 6."Аль-Бахр ар-Ра'ик", "Радд аль-Мухтар", если детей совсем мало и есть опасность, что они начнут вести себя плохо, то их нужно рассеять по рядам взрослых.
- 7.Нежелательное действие. Муфтий Абдур-Рауф ас-Сахарви