Традиции чистоты: что умел робот для омовения, придуманный Джазари в XIII веке?
Чистота
После упадка Римской империи средневековая Европа погрузилась в мрак как в научном, духовном плане, так и физическом. Мы читали, как помои выливались прямо на улицу, а королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что мылась всего два раза в жизни – при крещении и перед венчанием. Столько же раз принимал ванну и Людовик XIV. Исторически подтверждено, что тогда мытье тела считалось вредным для здоровья, так как через воду можно было заразиться тифом или другой болезнью. Обеспеченные люди носили и стирали только нательное белье, считая, что блохи не могут уцепиться за шелк, а дамы с огромными прическами на головах неделями их не распускали и не мыли волосы, запасаясь палочками для почесывания головы. На фоне такого отношения Европы к чистоте в мусульманском мире процветало прямо противоположное к нему отношение.
Известно, что мусульмане пять раз в день совершают молитву, и перед каждой из них необходимо находиться в состоянии ритуальной чистоты. Есть полное омовение, когда омывается все тело, и которое желательно совершать перед каждой пятничной молитвой – то есть как минимум раз в неделю. И есть малое омовение, когда моются руки, лицо и ноги, – это омовение необходимо для совершения каждой молитвы. Кроме того, при совершении намаза должны быть чистыми не только одежда, но и место, в которой она совершается. Таким образом, Ислам не только способствовал, но и требовал очищения и соблюдения гигиены.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (сура «Аль-бакара», 222 аят). А Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Чистота – половина веры».
Важная роль носа в омовении, о которой вы даже не догадывались
Хамамы
Начнем, пожалуй, с общественных бань – хамамов. У римлян была баня со сложным архитектурным комплексом, состоящим из теплого помещения, парильни и бассейна с холодной водой. В крупных банях иногда были и другие отделения – раздевалка, читальный зал и спортивный площадки. Но такие центры здоровья были доступны только для политической элиты и богачей. К сожалению, по мере постепенного разрушения римской империи они уничтожались и ветшали. Но эту традицию унаследовали арабы, жившие под властью Рима в таких странах, как Сирия. Большое значение баням придавалось из-за того внимания, которое уделяет Ислам чистоте и гигиене.
Название общественной бани – «хамам» образовано от арабского слова «хам» – «жарко». Хамам обогревался с помощью большого котла с водой. Пар, образованный от кипения воды, подавался через небольшие отверстия, находящиеся в стенах. Потоотделение вымывало загрязнения, горячая вода и пар усиливали кровообращение, учащали пульс и ускоряли обмен веществ. Так, кроме очищения бани способствовали и оздоровлению людей.
Еще Абу Исхак Ибрахим ибн Исхак аль-Харби, автор, живший в IX веке, писал о правилах пребывания в хамаме. Например, нижняя часть тела мужчины всегда должна быть закрыта одеждой или полотенцем. Женщины и мужчины мылись в разное время – днем услугами бани пользовались женщины, а вечером мужчины. Женщины не могли войти, если внутри находятся мужчины, и наоборот. Такая же система сейчас действует в мусульманских фитнес комплексах с тренировочными залами, саунами и бассейнами. Такое соблюдение норм исламского законодательства в отношении полов позволяло не превращать бани в аморальные места.
Хамамы были изящно оформлены, хорошо сконструированы и декорированы. В Османской империи они отличались великолепием построек, богатством архитектурных форм и роскошью украшений, в них располагались фонтаны и бассейны.
Люди посещали хамамы с целью не только помыться, но и пообщаться. Это были своего рода социальные учреждения, где в расслабляющей атмосфере встречались друзья, родственники, соседи. В консервативных обществах женщины присматривали для своих сыновей невесток, а сами невесты приходили с подругами накануне бракосочетания для подготовки со встречей с женихом, украшения тела узорами из хны.
В передаче «Исламская история Европы» корреспондент BBC Раджех Омар говорит, что «в городе с четвертью миллиона жителей были тысячи хамамов».
Сотни лет спустя европейцы снова открыли для себя общественные бани во время крестовых походов. Однако скоро церкви запретили их, так как они принадлежали «культуре мусульман». К XVII веку европейские путешественники познакомились с хамамами. Особую популярность они приобрели в Англии – Лондоне, Манчестере и Лидсе. Первая турецкая баня открылась в Лондоне в 1679 году возле Ньюгейт-стрит (ныне Бат-стрит, то есть «купальная улица»). Ее построили турецкие купцы.
Забытая мечеть в самом центре Нью-Йорка
В 1759 году на набережной Брайтона шейх Дин Мухаммад, родом из мусульманской семьи, проживавшей в Индии, открыл заведение «Индийские паровые ванны Магомеда». Они были похожи на турецкие бани, но клиенты помещались под фланелевым тентом и проходили сеанс индийской процедуры чампи (отсюда произошло слово «шампунь») – лечебного массажа, который делал человек, просовывавший руки через прорези во фланели. Эта паровая и «шампунная» ванна принесла ему признание – его назначили «шампунным хирургом» двух королей – Георга IV и Вильгельма IV.
В 1882 году Джон Бернет построил знаменитые бани Драмшью в Шотландии, Эдинбурге. Сложное устройство хамама воссоздавалось идентично – сохраняли внутреннюю планировку, купол, опирающийся на конструкцию из камня и кирпича, делали окна с геометрическими решетками и обрамлением в виде подковообразных арок. Фасад здания был украшен мавританской аркадой с геометрическими узорами из железных решеток.
Машина для омовения
В «Книге знаний об остроумных механических устройствах» аль-Джазари еще в XIII веке этот выдающийся инженер-механик описал роботизированную машину для омовения. Эта хитроумная машина напоминала павлина, и чтобы открыть кран, из которой текла вода для омовения, нужно было открыть кран в виде павлиньей головы. Вода текла восемью короткими струйками – ее поступало ровно столько, сколько необходимо для малового омовения. Некоторые машины могли даже подавать полотенце.
Духи и мыло
Мусульмане делали мыло, смешивая обычно оливковое масло с аль-кали – веществом, напоминающим соль. Согласно письменным источникам, эту смесь варили, чтобы достичь нужной консистенции, потом давали ей затвердеть и использовали в хамамах и купальнях.
Аль-Кинди – арабский философ, математик и теоретик музыки, в своей книге «О химии благовоний и дистилляций» описал более ста рецептов ароматных масел, бальзамов, ароматических вод и имитаций дорогостоящих лекарств. Книга также содержит 107 методов и рецептов для создания духов и оборудование для производства парфюмерии, например, перегонного куба алембик, который все еще носит древнее арабское название.
Мусульманские химики извлекали вытяжки из растений и цветов, делая духи и лекарства. Эти знания и технологии проникали в Европу благодаря купцам, путешественникам и крестоносцам. В документальном фильме BBC «Что древние сделали для нас: исламский мир» рассказывается о том, что в Прованс – регион на юге Франции мусульманские идеи достигли еще 700 лет назад, и, благодаря подходящему климату и почве, парфюмерная индустрия процветаем там по сегодняшний день.
«Медицина красоты»
В «Ат-Тасрифе», 30-томном труде о медицине Абуль-Касима аз-Захрави, арабского врача и ученого из Андалусии (936-1013), есть глава, целиком посвященная косметике.
Он описывает уход за волосами и кожей головы, пишет о красках для волос, о лосьонах для выпрямления вьющихся и волнистых волос. Аз-Захрави уделяет особое внимание отбеливанию зубов и укрепление десен, пишет о жидкостях для полоскания рта и спреях для носа. Автор говорит о кремах для рук и об аналогах современных шариковых дезодорантов – скрученных и спрессованных ароматизированных палочках.
Еще одно важное косметическое средство – хна, которой красят волосы и наносят сложные узоры на руки. Ею широко пользовались еще во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Ученые обнаружили, что хна – антибактериальное и противогрибковое средство. Хну как дезинфицирующее средство применяли для обработки ран, швов, лечения дерматологических заболеваний и болезней костей. Аль-Кайюм писал, что полоскание хной полезно при стоматите и язвах языка, щек и губ. А если пасту из хны нанести на ногти, то можно увеличить их блеск и восстановить их прежний вид после попадания инфекции.
Гирудотерапия вместо ботокса: могут ли пиявки сделать красивее?
Из книги "1001 изобретение мусульман"