Исламские феминистки. Они такие
Мусульманские женщины борются за свои права в рамках исламской традиции, а не наоборот.
Во всем мусульманском мире, наблюдается рост массового энтузиазма феминистских настроений среди женщин, которые стремятся вернуть ислам и Коран для себя. В течение многих десятилетий, многие женщины считали, что они должны были выбирать между своей мусульманской идентичностью и их верой в гендерном равенстве. Это был невозможный выбор, который предполагал предательство либо своей веры, либо феминистского сознания. Четыре года назад, глобальное движение под названием «Мусавах» - "равенство" - начал отстаивать то, что женщины могут бороться за справедливость и равенство внутри исламской традиции. Для многих женщин-мусульманок это стало откровением.
Mусавах была создана по инициативе двенадцати женщин из разных стран, как Египет, Гамбия, Турция и Пакистан, которые провел два года на формирование руководящих принципов движения. Движение официально было запущено в 2009 году на встрече в Куала-Лумпуре, где собралось 250 мусульманских активистов, ученых, практикующих юристов и политиков из сорока семи стран. Организация в настоящее время базируется в Малайзии, но периодически начинает распространяться по другим странам. По своей сути, Мусавах работает на убеждении, что ислам по сути не является предвзятым по отношению к мужчинам: патриархат в мусульманских странах является результатом того, как интерпретировали исламские тексты переводчики-мужчины. С этим мнением, организация расширяет возможности женщин формировать толкования норм и законов, которые влияют на их жизнь, а затем выдвигать правовые реформы в своих странах.
Во всем мире, члены Мусавах борются за правовые положения и пропаганду прав женщин наряду с местными феминистскими организациями. Их работа основывается на двух основных инструментах: прогрессивное толкование Корана и международных стандартов в области прав человека. Подход данной организации стилизован под малайзийскую организацию «Сестры в исламе», которая работает с исламскими учеными и организует семинары, выпускает книги, которые объясняют, что ислам не устанавливает несправедливость. Зайна Анвар основала организацию «Сестры в исламе» в 1988 году и сделала ее важным политическим и религиозным инструментом в Малайзии. По мнению Анвар, многие мусульманки проводят всю свою жизнь, полагая, что их угнетение оправдывается исламскими учениями, такими как концепция власти мужа над женой. В течение многих лет, она объездила сельские населенные пункты, чтобы показать женщинам, что ислам поддерживает гендерное равенство. "Когда они подвергаются этим новым знанием, они чувствуют себя обманутыми", - говорит Анвар. "Все эти годы, они считали, что их страдания были во имя Бога".
Марина Махатхир, активистка помощи больным СПИДом, которая работает в «Сестры в исламе» и «Mусавах» (и является дочерью Махатхира бин Мохамада, бывшего премьер-министра Малайзии), говорит, что она встречала много женщин, которые отказываются защищать себя от заражения ВИЧ от своих мужей, потому что они считают, что любая попытка сделать это, не только путем отказа от секса или ухода из дома, но даже настаивание на использовании контрацепции неподобающе жене и является непослушанием. Чтобы убедить их, что избегание опасного брака не является против воли Бога, Махатхир работала с учеными, чтобы найти обоснование в Коране касательно исключительных обстоятельств.
За последние двадцать пять лет, «Сестры в исламе» наблюдали изменения в культуре, поскольку все больше женщин выступают против угнетения, обращаясь к исламскому праву. Малазийские женщины, которые под влиянием деятельности организации, в настоящее время обладают религиозными аргументами, чтобы обуздать несправедливость в своих браках. Когда мужья били их, имели интрижки на стороне или пренебрегали обеспечением своих жен, они утверждают, что такое поведение идет вразрез с исламом. Они говорят, что их мужья имеют гораздо больше шансов, чтобы ответить на религиозные обращения, чем если бы они просто отметили, что их действия неправильны.
В некотором смысле, Мусавах работает как своего рода научно-исследовательский институт, включая работу международных экспертов в области исламской юриспруденции, истории и этики для просветительской работы, которая освобождает женщин. Один из этих экспертов, Мухаммад Халид Масуд, судья апелляционной скамьи Шариата Верховного суда Пакистана, утверждает, что «Коран не изобрел или ввел патриархат." Он говорит, что исламские писания были написаны в то время, когда доминирующая культура на Ближнем Востоке был патриархальной, и должен быть прочитана в этом контексте. «Коран нужно рассматривать с точки зрения истории, перед его применением касательно современных вопросов". Mусавах проводит масштабный проект по созданию баз знаний по вопросу о власти мужчин над женщинами в попытке бороться за семейно-правовые реформы.
Во многих мусульманских странах, интерпретация Корана влияет на то, как и законы формируются и внедряются. Шариат, юридическая система, основанная на исламской науке и юриспруденции, является источником законодательства во многих исламских государствах. В Малайзии, например, шариатский суд обладает юрисдикцией в отношении мусульманских граждан в вопросах семейного права. В таких странах, как Иран, Египет, Афганистан и Саудовская Аравия, практически все суды действуют в соответствии с исламским законом.
Одна из целей Мусавах является убедить мусульман, что шариатские законы не божественные, но не подлежат обсуждению. "Участие человека в божественные тексты приводит к законам, которые могут быть несовершенными и остаются открытыми для поправок, учитывая меняющиеся времена и обстоятельства." Исторически, женщины были отодвинуты в законотворческом процессе шариата. "Мы хотим изменить условия дебатов об исламском семейном праве и подчеркнуть возможности изменения, реформы, равенства и справедливости", - говорит Анвар.
Основатели Мусавах считают, женщина может выступать с целью своей собственной защиты в соответствии с законом. Они были вдохновлены новаторскими правовыми реформами в Марокко после многих лет участия женщин в общественных дебатах, петициях и шествиях. В 2004 году марокканский парламент принял закон, который определяет брак как равноправное партнерство между супругами, с равной ответственностью за семью. Это дало женщинам право на развод, а также защитило их от талака, права распускать брак по желанию мужа. Эта реформа вызвала противоречия во всем мусульманском мире, а Mусавах держит его в пример того, какого рода изменения возможны через взаимодействие с исламской юриспруденцией.
The Nation