Досточтимая Мария - вторая женщина, которая родила Пророку Мухаммаду (мир ему) ребенка
Египетская служанка, подаренная Посланнику Аллаха (мир ему), досточтимая Мария (радыяллаху ‘анха)
Мария (радыяллаху ‘анха) была рабыней, принявшей Ислам… Она была подарена Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) правителем Египта Мукавкисом… Она была второй женщиной, которая после Хадиджи (радыяллаху ‘анха) родила Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) ребенка… Благодаря ей на свет появился Ибрахим, а ей самой выпало счастье стать матерью правоверных…
Она была египтянкой. О ней упоминается как о Марии Коптской. Ее настоящее имя Мария бинт Шам’ун. Родом она была из египетской деревни Хафн, провинции Саид, что на восточном берегу Нила. В преданиях говорится, что она была дочерью отца-копта и матери-христианки, и в малом возрасте была отдана во дворец Мукавкиса.
Известно, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) заключил с язычниками Мекки соглашение при Худайбии, что они не будут воевать с ними в течение десяти следующих лет. После этого он стал направлять к правителям соседних государств своих послов. Его послы везли с собой письма, в которых он призывал к Исламу. К правителю Египта Мукавкису был послан Хатиб ибн Абу Балта (радыяллаху ‘анху).
Мукавкис оказал послу Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) высокий прием. Учтиво, соблюдая приличия, принял от него письмо и внимательно прочел. Его сердце озарилось Истиной. Но он не смог принять Ислам, ибо побоялся, что потеряет власть. Проявив царское великодушие, он в лице посла одарил Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) дорогими подарками и предал ответное письмо для него.
Он подарил ему двух рабынь – Марию и Сирин, ткани и хороших арабских скакунов. Этот небольшой караван добрался до Медины в седьмом году хиджры.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не смог отвергнуть даров правителя. Он принял их, Марию оставил себе, а Сирин отдал Хасану ибн Сабиту.
Марии очень нравились приятные беседы Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Ее восхищало то, как он относился к ней, и насколько он был прост в быту. Ее впечатляло, что он помогал своим женам в домашних делах, а сам вел очень простой образ жизни. То, что вместо привычной помпезности и величия, что царили во дворце Мукавкиса, она оказалась там, где в обычае были дружелюбие, человечность и отзывчивость, способствовало ее сближению с Исламом. Она, наконец, обрела возможность жить так, как ей хотелось, и верить в то, что считала правильным. Эта свобода выбора дала ей возможность стать встать на путь Истины.
Став мусульманкой, она взошла на высокий уровень. Она стала второй после Хадиджи (радыяллаху ‘анха) женщиной, подарившей Солнцу обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям) ребенка. Она получила свободу, став матерью всех правоверных, после чего никто уже не относился к ней как к рабыне. Ее сын Ибрахим был отдан кормилице, которая жила в селении Авали, что за пределами Медины. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) часто приходил, навещая своего сына. Он был счастлив от милости, оказанной ему Аллахом. Он не мог нарадоваться, как растет его сын. Таким же источником радости и успокоения он был и для матери, Марии (радыяллаху ‘анху).
Но, по печальному предопределению судьбы, маленький Ибрахим заболел. Он стал терять жизненные силы, увядая прямо на глазах. Когда душа покидала его маленькое тело, Гордость вселенной (салляллаху алейхи ва саллям) успел взять его из рук Марии и прижать к своей груди. Поглаживая его по головке, он приговаривал:
«Сыночек! Мы не можем противостоять тому, что пришло к нам от Аллаха. О Ибрахим! Если бы только нам не было суждено еще раз увидеться с теми, кто ушел раньше нас, я бы с горя не знал, что и делать. Мы очень опечалены тем, что ты покидаешь нас. Слезы льются сами по себе, а сердце не находит покоя. И упрекнуть во всем этом мы не можем Господа нашего». Потом он объяснил Марии правильную точку зрения на это событие и постарался утешить ее.
Сострадательная душа Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) переполнилась чувствами, и он не в силах уже был сдержать слез. Присутствующий там Абдуррахман ибн Ауф (радыяллаху ‘анху) удивился:
«О Расулюллах! Неужели и вы плачете?»
На что Посланник милости и милосердия (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:
«Я не запрещаю вам плакать. Сердце наполняется грустью и тоской, а глаза наполняются слезами. И это неподвластно человеку. Я не позволяю вам рыдать и причитать и запрещаю вам следовать всем тем дурным обычаям, которым следуют люди с прежних времен».
Как рождение Ибрахима стало большой радостью для Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), так его смерть явилась большой печалью для него. В тот же день он опустил свое дитя в могилку, совершил джаназа-намаз и своими руками засыпал землей. Затем полил водой землю на могилке сына и поставил в изголовье небольшой камень. Ибрахим был похоронен на кладбище аль-Баки.
В этот день произошло солнечное затмение. Некоторые объясняли это смертью Ибрахима и говорили: «Из-за смерти Ибрахима произошло солнечное затмение». Слыша такие суждения, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Солнце и луна – это два из знамений Всевышнего Аллаха. Их затмение не связано ни со смертью, ни с рождением ни одного из смертных».
После смерти сына Мария (радыяллаху ‘анха) перестала появляться на людях. Она очень переживала потерю сына и часто посещала его могилу. Но вскоре покинул этот мир и сам Любимец Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям). После этого Мария совсем отошла от мирской жизни.
Она вела очень тихий, уединенный образ жизни. Была молчалива и не вникала в дела других. Поэтому от нее не было передано ни одного хадиса.
Мария (радыяллаху ‘анха) скончалась в 16 году хиджры во время правления халифа ‘Умара (радыяллаху ‘анху). Джаназа-намаз у ее могилы совершил сам халиф. Она была похоронена на кладбище аль-Баки. Пусть же Аллах удостоит нас ее заступничества. Аминь.