4 совета, как сохранить здоровые отношения с окружающими
Обычно люди ожидают друг от друга чего-то вполне конкретного. Муж ждёт поддержки жены, жена - участия мужа, руководитель - честности от работника, работник – порядочности от шефа.
Немало и других примеров, когда мы точно знаем, как должен вести себя другой человек в отношениях с нами. А как мы себя должны вести, чтобы эти отношения сохранялись здоровыми?
Ты – мне, я – тебе…
Пазл людских взаимоотношений не всегда складывается в красивую картинку, и мы иногда не получаем того, что требовалось/ожидалось. Что тогда происходит? Обиды, конфликты, разлад. Они – ничто иное, как следствия нашего забывания о собственном вкладе в отношения.
Простой пример. Каприз жены вызывает у мужа желание объяснить ей «что по чём». Но он глава семьи и, значит, должен сохранять самообладание и ясность ума. Если, ради Всевышнего, он выберет уравновешенную реакцию, то тем самым внесёт вклад в сохранение отношений, несмотря на выходку жены.
Если это был не каприз, и муж отчитал жену, не разобравшись, то понадобится благоразумие жены. Преодолев, ради Аллаха, желание протестовать, она не позволит пошатнуться отношениям с мужем, несмотря на его несдержанность.
Таким образом, вклад в здоровые отношения – это ответственное и деятельное стремление человека не навредить этим отношениям. Известно от Пророка (мир ему) говорил:
«Мусульманином является тот, кто ни языком, ни руками не причиняет вреда (другим мусульманам)» (в передаче Имама Аль-Бухари).
Гни свою линию!
Людские отношения – это взаимодействие. Каким оно будет – позитивным или негативным, долгим или кратким – зависит от того, что́ и сколько вкладывает в отношения каждый участник.
Понять, в чём состоит наше участие, помогают Исламское право (раздел муамалят) и Исламская нравственность (ахляк). Они дают чёткое знание того, как нам правильно себя вести в личных и деловых отношениях: с близкими, соседями, гостями и т.п., а также с компаньонами, руководителями, подчинёнными и т.п.
Сложнее другое – выполнять и контролировать подотчётную нам часть отношений, не «вестить» на негативное поведение партнёра, руководствоваться тем, что, действительно правильно для обоих миров. Почему это бывает трудно? Потому что нафс бунтует, когда его заставляют напрягаться (куда легче обидеться, если обидели, огрызнуться, если сделали замечание). А для шайтана, момент нашей внутренней борьбы с чужими и своими эмоциями - удобный случай, чтобы нас запутать и столкнуть в грех.
Чтобы всего этого избежать и суметь сохранить здоровые отношения с окружающими, имеет смысл:
1) Учиться постоянно осознавать свой ният (намерение), строить всякое общение ради Аллаха.
С этим навыком легче прощать людей и сдерживать себя. И то, и другое ценно для любых взаимооотношений.
2) Помнить о Судном Дне.
Все наши отношения только начинаются в этом мире. Несмотря на то, оборвались они или имели продолжение, своё истинное завершение они получат уже в другой жизни, после всех расчётов на Махшаре (Судилище): с родителями, детьми, супругами, свекровями, невестками, друзьями, врагами, соседями, начальниками – всеми-всеми. Логично, что о благополучном завершении в Ахирате земных отношений можно успеть позаботиться только в дунье - через осознание и реальные действия, которые доступны, пока мы живы.
3) Не ждать от партнёра шагов навстречу.
Они могут случиться, могут не случиться. При любом раскладе, наше поведение не должно быть ответом на его поступки, оно должно быть нашим собственным, волевым, правильным образом действий. Ибо на Великом Суде нам отвечать только за себя, без всяких «он первый начал».
4) Работать над отношениями.
Людские отношения даются нам в качестве жизненных испытаний. Если они сложились хорошо, то это испытание на благодарность и умение их сохранить (чем-то пожертвовать, что-то простить, не заметить, и т.п.).
Если отношения трудные, то это испытание на сабр (терпение), душевную щедрость и доверие Аллаху посредством наших дуа (обращений к Нему) и неустанных бескорыстных попыток наладить общение.
Аллах Всевышний, по Своей Мудрости, посылает нам совершенно разных людей. Мы вряд ли способны понять, почему именно таких? Но нам, куда важнее, заниматься своей задачей - вкладывать в отношения с людьми всё хорошее, что Аллах сделал для нас возможным: прощение, снисхождение, доброту, благородство и др. Это не всегда бывает легко, т.к. дело касается характеров – других людей и наших.
Однако, Пророк (мир ему) далеко не просто так призывает: «Стремись к тому, что приносит тебе пользу, ищи помощи у Аллаха и не слабей (не опускай рук) […]» (в передаче Имама Муслима).
И Пророку (мир ему) безусловно, можно верить.
Гузель Ибрагимова