• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Зачем Шигабутдин Марджани взялся за это?»: надо ли читать ночной намаз в летнее время

Время чтения: 5 мин
2744

Надо ли читать ночной намаз в летнее время? Какие доводы привел Марджани в пользу чтения иша? С каким из ученых богослов разошелся во мнениях?

На эти вопросы в рамках прошедших в стенах Российского исламского института курсов повышения квалификации по течениям и сектам в исламе ответил канд. ист. наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин КИУ Саид хазрат Шагавиев. 

У знаменитого татарского деятеля Шигабутдина Марджани более 30 трудов, из них около 20 богословские. Именно в этих работах проявляется богатство его идей, воззрений на те или иные вопросы.

Среди трудов татарского богослова свою известность получила книга Назурат аль-хакк (Телескоп истины). Вышла в свет в 1870 году.

Читайте: еще больше старинных книг на сайте darul-kutub.com

Саид хазрат раскрывает смысл названия следующим образом: «Свое произведение Шигабутдин Марджани позиционирует как телескоп, который поможет увидеть истину в вопросе иша намаза, потому что ответ не лежит на поверхности».

Заблуждения масс: как Марждани менял мировоззрение своих современников
Заблуждения масс, их неверное понимание неизменных ценностей ислама, обесценение мирской жизни, не способствовали динамичному развитию и прогрессу татарского общества. Поэтому Марджани считал главным начинать с изменения мировоззрения своих современников.
29.03.2022
1999

Главная цель книги – доказать, что ночной намаз должен выполняться, даже когда шафак (краснота, зарева) не исчезает на горизонте после захода солнца в летнее время. Это условие вступления времени молитвы. Спикер поясняет, что с 5 мая по 8 августа в нашей местности на «казанских землях» не наступает ночь.

Раньше было распространенным явлением, что целые регионы, в том числе Шигабутдин Марджани данную молитву не совершали. Именно в представленном труде татарский мыслитель решил доказать важность выполнения намаза с точки зрения различных шариатских наук.

Для полноты картины Саид хазрат приводит фетвы различных ученых по данной проблеме. Например, некоторые крупные богословы из арабских стран говорят, что в летнее время разрешается не выполнять иша.

Однако, когда собирались советы улемов в Саудии и в других странах приходили к такому же мнению, что и Шигабутдин Марджани. Часть ученых предлагали читать после магриба. Стоит отметить, ответ вопроса заключался в том, чтобы высчитать и выбрать удобное время для намаза.

Для того чтобы предоставить убедительные доказательства в пользу своего мнения Марджани должен был разобрать и другие темы в исламе. Впоследствии ответы на эти вопросы стали считаться другими учеными большим вкладом в ханафитский мазхаб.

Среди главных доказательств выступает пересмотр системы разрядов ханафитских факихов (исламский богослов-законовед, знаток фикха), принятый Ибн Камалем Башой. Он разработал его таким образом, что разделил ученых-ханафитов на семь уровней.

«Зачем Шигабутдин Марджани взялся за это?», – задается вопросом Саид хазрат. Татарский мыслитель использовал в свою пользу то, что мусульмане опираются на авторитет.

Лектор приводит мнение богослова, что некоторые ученые оказались выше своего уровня, а часть ниже. Поэтому он перестроил классификацию.

Саид хазрат Шагавиев: «Для татарских богословов авторитет Абу Ханифы непререкаем»

Теперь ниже были люди, утверждавшие, что раз время молитвы не наступило, то не обязательно выполнять иша. Выше – ученые, которые были уверены в обязательности совершения ночного намаза.

Причина, в связи с чем распределяли ученых по разрядам, кроилась в том, чтобы узнать, какой из ученых наиболее авторитетный. Спикер на примере двух ученых (которые дают различные фетвы) объясняет, что необходимо выбирать фетву того богослова, который стоит выше по уровню.

Саид хазат подчеркивает, в своем произведении мусульманский мыслитель доказывал, что Камаль Баша ошибся в своей классификации, и это, по его мнению, способствовало фанатизму и закостенелости внутри ханафисткого мазхаба, не было развития иджтихада.

Также в качестве доводов Шигабутдин Марджани использовал аяты из Корана, тафсиры, хадисы.

«Примечательно использование им принципа акыйды, который заключается в том, что каждый мусульманин верит в пятикратную молитву. Марджани говорил, если хотя бы один намаз или ракагат отрицается, человек становится неверным. Богослов предупреждал людей, о том, что, убеждая людей не совершать намаз, есть возможность вывести человека из ислама», – отмечает Саид Шагавиев.

Одной из главных заслуг Шигабутдина Марджани Саид хазрат считает именно пересмотр разрядов ученых. Более поздние ханафитские ученые признали правдивость его слов и допустили ошибочность классификации ученых, представленный Камалем Баши.

Шигабутдин Марджани и священный Рамадан: важные факты из жизни ученого
Всевышний сделал начало и конец месяца Рамадан зависимыми от увиденной новой луны не потому, что начала месяца невозможно определить без этого, а для того, чтобы показать людям легкий способ.
21.04.2021
2585

Язгуль Закирова

Социальные комментарии Cackle