Вспомните об этих словах прежде, чем сорвать хотя бы маленький цветок
Ислам учит нас беречь природу. Религия Аллаха предписывает для нас многие ограничения в пользовании природными ресурсами. Например, излишняя трата воды называется исрафом (расточительством) и является порицаемым. Посланник Аллаха (ﷺ) учил своих сподвижников заботиться о своих животных, вовремя давать им корм и воду, не отягощать их непосильной для них работой.
Особого внимания заслуживает отношение религии к деревьям и заботе о них. В одном хадисе говорится о великой награде за высаживание деревьев, которые приносят пользу людям и животным: «Какой бы мусульманин не посадит дерево или не посеет что-либо, и это употребит человек, животное или птица — за это тому, кто посеял, будет засчитано как дача милостыни».
Запрет на сруб деревьев в заповедных местах
Из почтения к Мекке Всевышний сделал ее территорию запретной: в ней запрещено проливать кровь, срывать растения, рубить деревья и прочее. Пророк (с.а.с.) изрек: «Аллах сделал Мекку запретной, и не разрешается верующему проливать в ней кровь и срубать деревья» (аль-Бухари).
Также сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) велел: «В заповедной территории запрещено срубать деревья и даже бить по ним палкой. Вы можете лишь аккуратно трясти их, чтобы осыпались листья для ваших животных» (Абу Дауд).
На заповедной территории находилось пастбище сыновей Харисы (р.а.). Пророк наказал людям: «Кто срубит дерево в этом месте, пусть непременно посадит саженец».
Призыв к озеленению территорий
С одной стороны Пророк (ﷺ) запрещал людям срубать деревья без надобности, с другой стороны он побуждал их сажать деревья и растения для озеленения земель. О важности посадки деревьев указывает известный хадис: «Если наступит Судный день, а вы в это время будете заняты высаживанием саженца, непременно посадите его, если будет возможность» (Ахмад).
Великий сподвижник Абу ад-Дарда (р.а.) однажды сажал дерево. К нему подошел человек и спросил: «Как ты, будучи сподвижником и близким другом Пророка, можешь быть занят таким незначительным делом?» Абу ад-Дарда ответил: «Не спеши делать такие выводы. Я слышал, как Пророк (ﷺ) говорил: «Какой бы мусульманин не посадит дерево или не посеет что-либо, и это употребит человек, животное или птица — за это тому, кто посеял, будет засчитано как дача милостыни».
Сорванный цветок
То, что из одной и той же земли, произрастает огромное разнообразие растений, которые не схожи ни по виду, ни по запаху, ни по вкусу, является великим знамением Всевышнего Аллаха:
«Мы проливаем обильные ливни, затем рассекаем землю трещинами и взращиваем на ней зерна, виноград и люцерну, маслины и финиковые пальмы, сады густые, фрукты и травы на пользу вам и вашей скотине» (Абаса, 25-32).
Эти знамения должны заставлять человека размышлять над смыслом их сотворения и над прекрасными атрибутами Всевышнего. Также следует помнить, что все в этом мироздании славит Всевышнего Аллаха. Самые беспечные же среди творений – люди и джинны.
Есть прекрасная история об известном суфии, жившем во времена Османской империи – шейхе Уфтаде. Однажды шейх со своими учениками вышел в степь, чтобы под открытом небом провести там урок. По его просьбе ученики разбрелись по степи и собрали для своего него букеты чудесных цветов. Один из его учеников, Кади Махмуд эфенди, принес один засохший цветок и преподнес его учителю.
Шейх Уфтаде перед всеми удивленными учениками спросил Махмуда: «Почему ты, как и остальные, не принес большой букет свежо сорванных цветов?» Кади Махмуд ответил: «Эфендим! Какой бы большой букет вам ни принеси, этого будет мало. Однако каждый раз, когда я протягивал руку к цветку, чтобы сорвать его, я вспоминал, что он поминает Аллаха и славит Его. Я не смел прекратить их зикр. В обратном пути я увидел этот засохший цветок, который уже не мог поминать Всевышнего. Его я и принес вам».
Очень довольный ответом своего ученика шейх ответил: «Хюдаи, Хюдаи! Сынок, теперь твое имя будет Хюдаи (наставленный на прямой путь). Из нашего сегодняшнего урока один ты получил пользу».
Islam-Today