• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Всегда ли мусульманкам был предписан хиджаб?

Время чтения: 6 мин
9725

Умар ибн Хаттаб (да будет им доволен Аллах), однажды обратившись к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «О, Посланник Аллаха! К Вам домой приходят разные люди, и хорошие, и не очень, может, скажете своим женам, которые являются духовными матерями для верующих, чтобы они покрывались».

Однако Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) лишь молчаливо выслушал предложение своего близкого соратника, ибо не получал повеления от Всевышнего Аллаха касательно этого вопроса.

Но вот пришел день и был ниспослан следующий аят Священного Корана:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتَ النَّبِيِّ إِلَّا أَن يُؤْذَنَ لَكُمْ إِلَى طَعَامٍ غَيْرَ نَاظِرِينَ إِنَاهُ وَلَكِنْ إِذَا دُعِيتُمْ فَادْخُلُوا فَإِذَا طَعِمْتُمْ فَانتَشِرُوا وَلَا مُسْتَأْنِسِينَ لِحَدِيثٍ إِنَّ ذَلِكُمْ كَانَ يُؤْذِي النَّبِيَّ فَيَسْتَحْيِي مِنكُمْ وَاللَّهُ لَا يَسْتَحْيِي مِنَ الْحَقِّ وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاء حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ وَمَا كَانَ لَكُمْ أَن تُؤْذُوا رَسُولَ اللَّهِ وَلَا أَن تَنكِحُوا أَزْوَاجَهُ مِن بَعْدِهِ أَبَدًا إِنَّ ذَلِكُمْ كَانَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمًا 

«Верующие, не входите в дома (жилища) Пророка [всякий раз, как вам захочется], кроме как после приглашения к трапезе [или по важному, серьезному вопросу, предварительно получив разрешение]. Не выжидайте время приготовления пищи [не приходите заранее]. Однако же, когда вас зовут, заходите, и когда поедите, расходитесь [не задерживайтесь без надобности] и не засиживайтесь подолгу, слушая, о чем говорят. Поистине, это [неожиданный приход без приглашения, неподобающее и неуместное ваше поведение, пустое времяпрепровождение] наносит боль Пророку [вносит серьезный дискомфорт в его жизнедеятельность], но он стесняется сказать вам об этом. Бог же не стесняется правды.

Если вы просите у них [у жен Пророка либо у чьей-то жены] какую-то утварь (вещь) [вам что-то от них нужно], то просите об этом через преграду [через завесу, дверь, например, не заходя в жилище, когда хозяин дома отсутствует]. Это [такое поведение] чище [безопаснее] для ваших и их сердец. Не наносите боли Божьему посланнику и не женитесь на его женах после него когда-либо! Поистине, это пред Богом — большой грех». (сура аль-Ахзаб, аят 53).

Однако в этом аяте не было категоричного повеления Всевышнего о покрытии или о каких-то эталонах в этом вопросе. Однажды Умар (да будет им доволен Аллах), увидев одну из жен Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по имени Савда на улице, сказал:

– О, Савда! Мы узнали тебя, знай об этом!

Тогда Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был ниспослан следующий аят:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا 

«Пророк, скажи своим женам, дочерям, а также женщинам (женам и дочерям) верующих, чтобы надевали на себя длинные одеяния. Это самое близкое к тому, дабы были они узнаваемы и чтобы не причиняли им боль [злословящие, чтобы не обвиняли в легкомыслии, ветрености, доступности для всех и кокетстве]. Господь Всепрощающ [ведь все-таки вы не ангелы, а потому можете оступиться] и Всемилостив» (сура аль-Ахзаб, аят 59).

Подобным образом Всевышний Создатель ниспослал свое повеление о покрытии не только женам Благословенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха) но и всем верующим женщинам.

Однако в аяте не уточнялось, от кого необходимо покрываться и каким именно образом это необходимо делать. Но по прошествии некоторого времени приходит следующий аят:

وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاء بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاء بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُوْلِي الْإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاء وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَا الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ 

«Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представителей противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту (чтобы не оголяли свое тело; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин), помимо лишь того, что явно [что трудно скрыть, а также того, что необходимо иметь — элегантность, опрятность, представительность — во внешнем виде, например, на работе]. И пусть набрасывают шаль на грудь (пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди). Пусть не демонстрируют свою [женскую] красоту, кроме как своим мужьям.

[Какие-то части тела в рамках местных традиций или, например, для удобства в домашних условиях могут быть оголены, а голова не покрыта перед родственниками, за которых данная женщина не имеет права выйти замуж. К ним относятся] родные отцы, свекры, родные сыновья либо сыновья мужей, а также родные братья, племянники или прислуживающие женщины. [К числу таковых также относятся] пожилые люди, старики, у которых нет [половой] потребности в женщинах, и малые дети. И пусть не бьют ногами [по земле, бряцая при этом украшениями или стуча каблуками], привлекая тем самым к себе, к своей женской красоте внимание [посторонних мужчин].

Верующие, кайтесь пред Богом, причем все, без исключения [ведь у каждого из вас есть промахи и прегрешения, быть может, и в плане межполовых взаимоотношений, особенно касательно вожделенных взглядов; исправляйтесь, стремитесь к более высокому и чистому]. Возможно [с Божьего на то благословения], вы добьетесь успеха [не только в мирском, но и в вечном]» (сура ан-Нур, аят – 31).

Женщины, жившие во времена Благословенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха), получившие такое повеление от Всевышнего, тут же приступили его исполнять, ибо с большим трепетом относились к каждому Его повелению и наставлению, боясь перейти грань дозволенного.

Повеление о покрытии было ниспослано Всевышним Творцом не сразу, а поэтапно, причем это применимо не только к женщинам, жившим во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), но и к современным женщинам. Подобный подход должен стать плавным переходом для женщины от имеющей желание понравиться другим, к той, которая будет стремиться понравиться в первую очередь Милостивому Творцу.

Однако в понятии покрытии женщины существуют определенные условия, и поэтому необходимо обращать особое внимание на то, чтобы одежда женщины не была прозрачной или же слишком узкой и тем более обтягивающей. Жены Посланника Пророка (мир ему и благословение Аллаха), безусловно, являлись определенным эталоном в данном вопросе. Так, например, Аиша (да будет ею доволен Аллах), увидев слишком тонкий платок, покрывающий голову Хафсы (да будет ею доволен Аллах), подарила ей свой платок из более плотного непрозрачного материала. А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предупредил свою свояченицу по имени Асма (да будет ею доволен Аллах), чтобы та не одевала более такую узкую и выдающую формы ее тела одежду.

Также особое внимание уделялось тому, чтобы мужчины не уподоблялись в своем внешнем виде женщинам, а женщины не уподоблялись мужчинам. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял таких людей, сказав: «Пусть Аллах проклянет женщин уподобляющих себя мужчинам, и мужчин, уподобляющих себя женщинам».

Поэтому при выборе одежды женщина должна руководствоваться не только собственными вкусами, но и в первую очередь должна задаваться вопросом: «А будет ли мною доволен Аллах?».

Ихсан Кышкаров

Понравилась статья? Пожалуйста – репост!

Социальные комментарии Cackle