Шукур-намаз и шукур-саджда – это одно и то же?
Ответ:
- Шукур – это осознание дарованной милости и выражение благодарности и восхваления тому, кто ее даровал. Саджда-шукур – это земной поклон, который совершается с такбиром в направлении Киблы в знак благодарности за дарованное благо или избавление от трудностей.
В риваяте, переданном от Абу Бакра (радыйаллаху анху), говорится: "Получив какое-либо радостное известие, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в тот же момент совершал земной поклон".
Саджда-шукур является мустахабом, однако его совершение после намаза является макрухом. Так как те, кто не знает, что это такое, могут подумать, что оно является частью намаза. Саджда-шукур совершается в любое время, за исключением того времени, которое является макрухом (Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, I, 344, 731).
- Шукур-намаз – это добровольный намаз (нафиль). Этот намаз совершается в знак благодарности Аллаху Всевышнему за дарованную Им милость или избавление от трудностей. Сообщается, что иногда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершал такой намаз.
В ночь Исра и Мирадж, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) был перенесен из Мекки в Кудус (Иерусалим), где он посетил мечеть аль-Аксу. И после того, как он совершил там два ракята шукур-намаза, он был вознесен на небеса. Когда в день битвы при Бадре посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) получил известие об убийстве Абу Джахиля, причинявшего столько страданий мусульманам и старавшегося искоренить Ислам, то в тот же момент совершил два ракята шукур-намаза.
Во время битвы у рва мусульмане находились в очень трудном положении. Им противостояла десятитысячная армия мекканских идолопоклонников, пришедшая, чтобы уничтожить Ислам в Медине. Это были самые горячие дни войны. Однако по воле Аллаха Всевышнего поднялась сильнейшая буря, которая заставила вражеское войско отступить от Медины и вернуться в Мекку. Узнав об отступлении идолопоклонников, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершил шукур-намаз.
Шукур-намаз можно совершать в любое время, так как для него нет определенного времени. Этот намаз может состоять из двух или более ракятов. Однако совершение этого намаза не является обязанностью. Так как это поклонение относится к категории нафиль.
Islam-Today