«Смута хуже убийства»: что может спровоцировать настоящую фитну?
Фото: Andrey_Popov/ shutterstock.com
Вопрос:
— Расскажите подробнее о понятии фитна (смута) и чем она опасна? Какие слова могут вызвать фитну? (Юсуф М.)
Ответ:
Смута — это вовлечение людей в конфликты, ссоры и беспорядок, без какой-либо пользы для религии. Например, подстрекание людей к совершению зла, свержению законной власти, против имама, говоря, что он затягивает намаз, или же произнесение слов и речей, непонятных для людей, или которые могут быть неверно истолкованы людьми.
Поэтому в одном из хадисов говорится:
كَلِّمُوا النَّاسَ عَلَي قَدْرِ عُقُلِهِمْ
«Разговаривайте с людьми исходя из степени их понимания и умственного развития» (Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, № 29282).
Или же человек не проявляя осторожности в своих суждениях может совершить ошибку, не правильно поняв какую-либо тему из изучаемой книги. Таким образом, он станет объяснять людям то, что он сам неправильно понял, вынося фетву на основе отвергнутого или слабого мнения.
По этой причине люди отвергнут его слова, или же по этой причине откажутся от каких-то видов поклонения. Например, если человек обращаясь к деревенским жителям, старым женщинам и невольницам, зная, что они не смогут научиться таджвиду, скажет: «Нельзя совершать намаз, не зная таджвида».
Из-за этих слов, эти люди полностью откажутся от совершения намаза. Однако в соответствии с одним из мнений, пусть и слабым, совершать намаз без знания таджвида, разрешено. Лучше сходить из этого мнения, чем полность отказаться от совершения намаза.
Таким образом, проповедникам, имамам и муфтиям, обращаясь к людям, принимать во внимание их состояния, способность принимать или отвергать услышанное, а также их лень, стараясь подбирать самые подходящие и правильные слова, чтобы эти слова не стали причиной смуты среди людей.
Как мусульманам пережить смутные времена?
Фото: Freeograph/ shutterstock.com
То же самое касается побуждения к одобряемому и удержанию от порицаемого. Так как иногда это становится причиной увеличения зла, или возникновения ситуаций, которые могут не понравиться другим. В таком случае это будет уже грехом.
Да, если человек побуждающий к одобряемому и удерживающий от порицаемого будет знать, что пусть даже небольшая часть людей, слушающих его, будут поступать в соответствии с его словами, или же будет уверен в том, что что-то неприятное случится с ним, а не с кем-то другим, и он сможет это вытерпеть, то в этом случае побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого будет разрешенным, и будет считаться джихадом.
Для размышляющих достаточно следующего аята, о том, каким большим бедствием является фитна:
وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ
«Смута хуже убийства» (аль-Бакара 2/191).
Перевод смыслов Корана: «Войдите в ислам полностью»
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»