Не подвергались ли мазхабы поздним изменениям?
Вопрос.
Подвергались ли мазхабы более поздним изменениям?
Ответ.
Поскольку ислам является религией, которая будет существовать до самого Судного дня, то люди должны всегда иметь возможность изучать ее и жить по ней. Недаром Пророк (мир ему) сказал: «Я ставил вам религию, ночи которой так же светлы, как и ее дни».
Высказывания имамов мазхабов, разъясняющие Коран и Сунну, в точности дошли до наших дней. Ученые, обладающие иджазой, то есть правом преподавать, донесли до нас эти знания, иногда комментируя высказывания предыдущих ученых, иногда излагая суть их воззрений в процессе общения учителя с учениками. При этом они не оставляли без внимания даже слабые высказывания, оказавшиеся вне общего согласованного мнения.
Рассмотрим ханафитский мазхаб, состоящий из вопросов, рассмотренных Абу Ханифой, Абу Йусуфом и Мухаммадом. Также к ним можно добавить Имама Зуфара, Хасана ибн Зийада и еще несколько имамов, поскольку и они учились у Имама А᾿зама.
Шесть основных трудов Имама Мухаммада («Аль-Мабсут», «Аз-Зиадат», «Джамиг ас-Сагир», «Сийар ас-Сагир», «Джамиг аль-Кабир» и «Сийар аль-Кабир») дошли до нас путем мутаватир, то есть через множество людей, чье объединение на основе лжи считается невозможным.
Вот некоторые из учеников Абу Йусуфа и Мухаммада: Хишам б. Йусуф, Ибн Рустам, Мухаммад б. Семаа, Абу Сулейман аль-Джурджани и Абу Хафс аль-Бухари.
Следующее после них поколение ученых: Мухаммад б. Саляма, Мухаммад б. Мукатил, Насир б. Йахъя, Абу ан-Насир аль-Касим.
В «Аль-Кафи» Хакима Шахида собраны все проблемы, рассмотренные в вышеперечисленных шести трудах Имама Мухаммада, которых называют «Захир ар-ривая».
Первая книга, содержащая их фетвы, – это труд факиха Абу аль-Лейси Самарканди по названием «Китаб ан-Невазил». После него появились труды других авторов: «Маджму ан-Навазил», «Вакиат» Натифи, «Вакиат» Садра аш-Шахида.
Более поздние труды, такие как «Мухтасар» аль-Кудури и «Хидая», были написаны, используя более ранние произведения. Последним свой 17-ти томный труд создал великий ученый Ибн Абидин, живший в 19-м веке. Он систематизировал весь материал, имеющийся в трудах ученых ханафитского мазхаба, и указал источники. Так что муфтии и шейхуль-исламы Османской империи, имея под рукой это великое произведение Ибн Абидина, часто не видели нужды обращаться к трудам других авторов.
Современные учебники по основам Ислама и по фикху, написанные, опираясь на упомянутые произведения, доводят до нас воззрения имамов мазхаба, и знания, переданные ими от сахабов, а значит и от Пророка (мир ему).
Существовали ли мазхабы во времена Пророка Мухаммада (ﷺ)?
Из книги "Ответы ложным толкованиям истинной религии"