Можно ли в современном мире избегать даже самых малых грехов?
Вопрос:
– Можно ли в современном мире избегать даже самых малых грехов и отказываться от всего сомнительного?
Ответ:
В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَبْلُغُ الْعَبْدُ أَنْ يَكُونَ مِنَ الْمُتَّقِينَ حَتَّي يَدَعَ مَا لَا بَأْسَ بِهِ حَذَرًا مِمَّا بِهِ بَأْسٌ
«Раб не достигнет степени богобоязненности пока ради отказа от предосудительного, не откажется и от части того, что предосудительным не является» (Тирмизи, Сыфатуль-Кыйама, 19; Ибн Маджа, Зюхд, 24).
Этот слабый и ничтожный раб (автор говорит о себе) говорит, что данный хадис является доказательством необходимости остерегаться совершения малых грехов.
Упоминаемое в данном хадисе слово «مَا» включает в себя все, что может привести к совершению харама.
«Окутывание сердца»: последствия совершения грехов
Нуман ибн Башир (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил:
الحَلاَلُ بَيِّنٌ، وَالحَرَامُ بَيِّنٌ، وَبَيْنَهُمَا مُشَبَّهَاتٌ لاَ يَعْلَمُهَا كَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ، فَمَنِ اتَّقَى المُشَبَّهَاتِ اسْتَبْرَأَ لِدِينِهِ وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ: كَرَاعٍ يَرْعَى حَوْلَ الحِمَى، يُوشِكُ أَنْ يُوَاقِعَهُ، أَلاَ وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى، أَلاَ إِنَّ حِمَى اللَّهِ فِي أَرْضِهِ مَحَارِمُهُ، أَلاَ وَإِنَّ فِي الجَسَدِ مُضْغَةً: إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الجَسَدُ كُلُّهُ، وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الجَسَدُ كُلُّهُ، أَلاَ وَهِيَ القَلْبُ
«Дозволенное (халяль) очевидно, и запретное (харам) очевидно, но между ними находится сомнительное, о чем не знают многие люди. Кто остерегается сомнительного, тот очищает свою религию и свою честь. А кто попадает в сомнительное, тот подобен пастуху, который пасет (свое стадо) около заповедного места – оно вот-вот окажется там. Знайте же, что у каждого владыки есть заповедное место. И знайте же, что заповедное место Аллаха – запрещенное Им. Поистине, в теле есть кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим все тело. А если он портится, то портится все тело. Знайте же, что это – сердце!» (Бухари, Иман, 40; Муслим, Мусакат, 20).
Точно так же по мере возможности была сохранена связь между лексическим и терминологическим значением слова «таква».
Наивысшая степень богобоязненности требует избегать даже самых малых грехов и отказываться от всего сомнительного.
Однако в наше время невозможно избежать абсолютно всего, что является сомнительным.
55 тяжких грехов в исламе
Поэтому то сомнительное, которое не является близким к хараму, остается за рамками понятия таква (богобоязненность). Так как степень покорности определяется возможностями, которыми обладает человек.
Таким образом, чтобы достичь богобоязненности необходимо избегать харама и того, что считается тахриман-макрухом. Это то, что известно мне. Истину же знает только Аллах Всевышний.
Важная обязанность для мусульманина, живущего среди людей
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Все фото: elements.envato.com