• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Можно ли, с точки зрения Ислама, готовить себе могилу еще при жизни?

Время чтения: 3 мин
10889

Ответ:

Один человек написал письмо, в котором сообщил, что его отец приготовил для себя могилу и время от времени сидит в ней, читая Коран. Этот случай стал предметом обсуждения среди соседей.

Некоторые говорили, что человек не должен при жизни готовить для себя могилу, так как неизвестно, где он умрет. Другие сочли это нормальным, говоря, что таким образом человек преподает урок своему нафсу.

Отвечая на этот вопрос, прежде всего, следует отметить, что нет никакой необходимости в преувеличении произошедшего. Тот, кто хочет, может приготовить для себя могилу, а тот, кто считает это бессмысленным, может не делать этого. Здесь самым важным является не подготовка могилы для себя, а «подготовка себя для могилы». Если человек сам не будет готов к смерти, подготовка могилы не принесет никакой пользы. Так как могила не спасет человека, а спасут его совершенные им деяния. Если человек уходит из жизни с верой и с грузом благих деяний, то он будет спасен, в какой бы могиле и на каком бы кладбище он не был похоронен. В известной книге по фикху «Маракиль-Фалях» сказано:

«Если кто-то подготовит свою душу к смерти, выкопав для себя могилу, то в этом нет ничего порицаемого. Так как известно, что многие алимы Ислама во главе с Умаром ибн Абдуль-Азизом еще при жизни готовили для себя могилы».

Вероятно, что практика приготовления могилы при жизни, получила распространение благодаря хадису, в котором говорится «Умрите до смерти». Однако этот хадис не означает, что необходимо выкопать могилу и играть роль мертвеца. Смыслом этого хадиса является следующее:

«Умрите для совершения грехов, то есть старайтесь вести безгрешную жизнь, так же как покойник, который уже не способен совершить грехов. Таким образом, вы будете считаться умершими, еще до прихода смерти».

Для того чтобы этот вопрос был более понятен, приведем один исторический пример:

«Багдадский шейх Абу Бакр выкопал для себя могилу, рядом с могилой великого вали Багдада Бишра аль-Хафи, умершего в 227 году. Этот человек каждую неделю делал хатм Корана у изголовья могилы. Но в это время скончался известный историк Хатиб Багдади (463), и он завещал похоронить его рядом с Бишром аль-Хафи. Близкие Хатиба аль-Багдади, попросили шейха Абу Бакра предоставить выкопанную им могилу для захоронения Хатиба аль-Багдади. Но шейх ответил отказом. Тогда они обратились с этой просьбой к его отцу. Тогда отец шейха, сам являвшийся крупным ученым, сказал своему сыну: «Сынок! Если бы Бишр аль-Хафи был жив, и ты бы сидел рядом с ним, а в это время пришел бы великий алим Хатиб аль-Багдади, и сел бы ниже, твое сердце было бы довольно этим? Или бы ты встал и уступил бы ему свое место?». Шейх Абу Бакр ответил: «Я бы уступил ему свое место, а сам бы сел внизу». Отец сказал: «Нынешнее положение ничем не отличается от этого. Если ты считаешь себя более достойным чем Хатиб Багдади, то оставь эту могилу для себя, а его пусть похоронят ниже»».

После этого разговора вопрос был исчерпан, шейх Абу Бакр согласился предоставить свою могилу для захоронения Хатиба аль-Багдади.

Это показывает нам, что на протяжении истории были алимы, которые еще при жизни готовили для себя могилу. И они хотели, чтобы их могила располагалась рядом с могилой какого-либо крупного ученого или духовного лидера.

Islam-Today

Этот материал показался вам интересным? Расскажите о нем друзьям, сделайте репост!

Социальные комментарии Cackle