Можно ли носить талисманы с аятами из Благородного Корана?
Ответ:
В вопросе ношения талисманов с аятами из Благородного Корана или молитвами из сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) существует разногласие среди ученых-богословов. Часть сподвижников и табиинов придерживалась мнения, что дозволено носить амулеты с аятами из Корана. Имам аль-Куртуби пишет в своем тафсире: «Мнение о дозволенности ношения [талисманов с аятами] является более правильным, [исходя из] хадисов и [их] понимания, если на то будет воля Всевышнего Аллаха... Так как прибегать к Корану с целью излечения посредством ношения на себе или другим способом не является многобожием. [Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!)] сказал: “Кто бы не повесил на себя что-либо, он обратился к этому за защитой”. [И это означает], что тот, кто повесил на себя что-нибудь из Корана, поистине, обратился за защитой к Аллаху, а не к кому-либо другому, потому что именно Всевышний – это тот, к кому стремятся и на кого уповают, когда прибегают к Корану с целью излечения».
Также имам ан-Навави в своем труде «аль-Маджму’» пишет: «Аль-Байхаки приводит со слов достоверной цепочки передатчиков историю о Саиде бин аль-Мусайибе, который побуждал носить [в качестве талисмана] Коран и говорил, что в этом нет ничего плохого. Аль-Байхаки указывает на то, что это еще раз подтверждает их слова о том, что запрещено заклинать тем, что неизвестно, или думая, что заклинание несет исцеление. Однако нет ничего плохого в том, чтобы заклинать [с помощью] Книги Аллаха или известными поминаниями Всевышнего Аллаха, испрашивая [тем самым] благословение и понимая, что излечение от Всевышнего. А Аллах знает лучше».
Имам Ибн Хаджар аль-Аскалани в своем труде «аль-Фатх» после того, как приводит хадисы Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) о запрете ношения амулетов, пишет: «Это все касается ношения амулетов и т.п., в которых нет Корана или подобного ему. Что же касается тех [амулетов], в которых поминания Аллаха, то нет запрета на них. Поистине, они для того, чтобы испрашивать благословение [у Аллаха] и прибегать к Нему [с помощью] Его Имен и Его поминания».
Ученый-богослов Нуруддин ас-Санади в комментари к сборнику хадисов имама ан-Насаи пишет: «Что касается [талисманов] с Кораном и божественными Именами, то они выходят за рамки богословской нормы [о запрете] и являются разрешенными, о чем свидетельствует предание о Абдуллахе бин Умаре, который вешал [талисманы с аятами] детям после этого».
В Большой энциклопедии фикха по данному вопросу написано следующее: «Среди богословов нет разногласия в том, что запрещены талисманы, в которых написаны слова с неизвестным смыслом, потому что в том, что непонятно, может быть элемент многобожия. И потому что нет защитника кроме Аллаха, и защиту от зла можно искать только в Аллахе и Его Именах.
Однако если талисман не содержит ничего кроме [изречений] из Корана или Имен Всевышнего Аллаха и Его атрибутов, то мнения [ученых] относительно него разделились. Ученые ханафитского, маликитского, шафиитского мазхабов (а также это одно из мнений имама Ахмада) придерживаются мнения о дозволенности [ношения подобных талисманов] согласно словам Аишы и Абдуллаха бин Умара бин Аса (р.а.). А талисманы, о которых говорится в хадисе “Заклинание, талисманы, ворожба – это многобожие”, они относят к тем, в которых присутствуют элементы многобожия.
Передается также другое мнение имама Ахмада, в котором он запретил ношение [таких талисманов]. Таким же было мнение Хузайфы, Укбы бин Амира и Ибн Хакима, а также Ибн Мас’уда, и Ибн Аббаса (р.а.) и части табиинов. Сторонники данного мнения обосновывают его следующим:
- Запрет [на ношение талисманов] в хадисах является общим, и нет исключений из общего правила;
- Избавление от предлога, так как [дозволенность носить такие талисманы] может стать предлогом носить то, что является запретным согласно общему мнению.
- Тот, кто носит [талисман с аятами] будет проявлять к ним неуважение, заходя в туалет, справляя свои естественные потребности и в других подобных ситуациях».
А Аллах знает лучше.
Islam-Today