Можно ли как-то описать Всевышнего Аллаха?
Вопрос.
Можно ли как-то описать или представить себе Всевышнего Аллаха?
Ответ.
О Всевышнем мы знаем лишь только то, что было дозволено Им самим. Не возможно пытаться представить себе Всевышнего, и тем более не правильно придавать ему какие-либо образы, которые могут родиться в нашем мирском сознании. Человек должен воспринять имеющуюся информацию, ниспосланную через Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и Священное Писание, а затем уверовать в это, как есть.
Если вы сидите в помещении и вам постучали в дверь, то можно сколько угодно представлять того, кто находится за закрытой дверью, однако это будет лишь образ, родившийся в нашем сознании, и не будет соответствовать действительности. Самое разумное в данной ситуации - осознать, что стучат в дверь, а возможность поведать кто он, какой он - необходимо предоставить ему самому.
Всевышний не обладает какой-то материей и формой, не имеет образа, или уподобления. То есть Аллах не подобен какому-либо из своих творений, и не одно творение Создателя, не является похожим на Него. Ничто не похоже и несравнимо с Творцом, который не имеет меры, измерения и ограничения. Соответственно, небеса или земля не может быть его пристанищем.
К примеру, в одном из аятов Священного Корана сказано, что Милостивый Создатель утвердился на Троне. В данном случае, данное вознесение или утверждение не является таковым, каким представляет себе обычный человек, ибо Творец не имеет какого-либо ограничения не во времени, ни в пространстве и не может быть уподоблено чему-либо.
Аллах близок к нам, но эта близость несравнима с близостью творений, то есть не похожа на обыденное представление о близости и отдаленности. Аллах не имеет границ, и соответственно, не ведает каких-либо преград.
Нет ничего и никого, что могло бы сравниться с Ним, и Он несравним с кем или чем-либо, ибо пречист от подобного по своей сути. Всевышний не изменчив и не поддается каким-либо изменениям или же воздействиям.
Всевышний Творец пречист от таких понятий как нахождение его спереди, сзади, сверху, снизу, слева или справа. Ему не присущи подобные понятия, у Него нет таких ограничений как право, лево, спереди, сзади, сверху, снизу. Эти понятия появились после, и они присущи Его творениям.
Мы можем познать Всевышнего через Его творения и Его свойства, через мир созданный Им, переполненный милостью и благом Всемогущего Аллаха.
Когда у праведного халифа Али ибн Абу Талиба (да будет им доволен Аллах) спросили:
- Как ты познал Аллаха?
- Я познал Господа тем, что он мне даровал, ибо это невозможно прочувствовать чувствами и сравнить Его с человеком. При отдалении Он близок, и далек при приближении. Он превыше всего, но при этом неверным будет выражение: «Под Ним находиться что-то». Он впереди всего, но нельзя сказать, что перед ним есть что-то. Он во всем, но это не схоже с нахождением одной вещи в другой. Он пречист от этого всего».
Islam-today