Может ли мусульманин ставить перед собой цель стать богатым?
9843

Деньги - неглавное в жизни

Деньги - неглавное в жизни

Вопрос: Может ли мусульманин ставить перед собой цель стать богатым?

Ответ: Можно просить богатства, чтобы затем использовать его на пути Ислама. Однако следует избегать козней нафса и безудержного стремления к обогащению.

С точки зрения религии, богатство несет и некоторые обязанности, такие как выплата закята, совершение хаджа, выплата садака и совершение других благодеяний. Богатство, служащее причиной помощи другим людям, является дозволенным. Однако богатство, не служащее благим целям, порицаемо.

С другой стороны, Ислам больше поощряет духовное богатство, основанное на богобоязненности и нравственности, нежели земное благосостояние, основанное на материальных ценностях. Аллах Всевышний, создавший людей и наделивший их различными способностями для испытания, советуя богатым не держать все в своих руках и делиться этим богатством с другими, сказал: «Добыча, которую Аллах вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас» (аль-Хашр 59/7). Для обеспечения этого, Он приказал богатым людям выплачивать закят, садака и другие виды материальной помощи. Эти меры позволяют минимизировать разницу между богатыми и бедными, обеспечить взаимопомощь и сплотить общество.

Даже если богатые люди выполняют свои религиозные обязанности, они не должны позволять себе расточительства, заставляя других завидовать им. Как в приобретении, так и в расходовании богатства необходимо придерживаться рамок законности. Благодарность за дарованные блага должна быть из того же разряда. Поэтому благодарностью за дарованные блага является помощь нуждающимся. Аллах любит тех из своих рабов, которые зарабатывают честным трудом и расходуют заработанные средства на благие цели.

Чтобы люди не забыли о вечной жизни, обманувшись красотами мирской жизни, Аллах Всевышний в Коране указывает на ее тленность и скоротечность и разъясняет необходимость отдать предпочтение вечной жизни:

«Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, а Последняя обитель – это настоящая жизнь. Если бы они только знали это (то отдали бы предпочтение вечной жизни)» (Анкабут 29/64).

В Коране говорится о том, что мирские блага, которых так страстно жаждет человек, с точки зрения вечной жизни не являются главной целью существования:

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения» (Али Имран 3/14).

Эти аяты, разъясняя ничтожность мирских благ, побуждают человека к стремлению к благам мирской жизни. Так же и посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) указывая на то, что мирская жизнь человека должна быть ориентирована на жизнь вечную, сказал:

«О, Аллах! Истинная жизнь – это жизнь вечная»(Бухари, Рикак, 1; Джихад, 33, 110; Муслим, Закят, 109; Насаи, Закят, 80).

Сообщается, что выражая свое отношение к мирским благам, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если бы у меня было золото размером с гору Ухуд, то я бы не оставил у себя ничего из этого, за исключением своих долгов» (Бухари, Таманна, 2, Рикак, 14; Муслим, Закят, 31, 32; Ибн Маджа, Зюхд, 8).

Одной из важных составляющих жизни посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) была удовлетворенность имеющимся. Удовлетворенность – это довольство тем, что даровал человеку Аллах Всевышний.

Говоря об удовлетворенности и его плодах, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Будь доволен тем, что имеешь и станешь самым благодарным Аллаху человеком» (Ибн Маджа, Зюхд, 24).

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle
Home