Является ли обилие мирских благ причиной уменьшения благ в ахирате?
Ответ:
Прежде всего, хотелось бы упомянуть аят, который мог бы стать причиной такого вопроса. Аллах Всевышний сказал в Коране: «В тот день, когда неверующих представят Огню, им скажут: «Вы растратили свои блага в свой мирской жизни, и попользовались ими» (аль-Ахкаф 46/20).
Если говорить о толкованиях, которые муфассиры давали этому аяту, то вкратце можно сказать следующее: Этот аят был ниспослан в отношении неверующих. То есть, здесь говорится о том, что они не уверовали в мирской жизни, проявили неблагодарность Аллаху за все блага, которыми Он наделил их. Они отвернулись от веры и покорности, последовав за своими желаниями и мирскими наслаждениями. И потратили свою молодость и дарованные им блага, на пути греха и непокорности, и ничего не оставили себе для вечной жизни.
Фахруддин ар-Рази говорит: «Этот аят не указывает на запрещенность пользования благами. Так как этот аят был ниспослан в отношении неверующих. В этом аяте Аллах Всевышний порицает неверующих, так как они, пользуясь мирскими благами, проявили неблагодарность, отказавшись уверовать и покориться. Что же касается верующих, то они, уверовав, проявили тем самым благодарность Аллаху Всевышнему за все, чем Он наделил их. Поэтому человек не может заслуживать порицания только за то, что он пользуется дарованными ему благами.
Доказательством этого, является следующий аят: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?»» (аль-Араф 7/32). Да, невозможно отрицать, что лучше всего избегать роскоши. На это указывают и следующие слова Умара (радыйаллаху анху): «Если бы я захотел, то стал бы среди вас тем, кто ест самую лучшую еду и носит самую красивую одежду. Однако я хочу, оставит для ахирата, те прекрасные блага, которыми я наделен»» (Тафсиру-Кябир, 28/25).
Этот аят является наставлением и увещеванием для верующих. И не смотря на то, что этот аят был ниспослан в отношении неверующих, в нем есть сообщение и для муминов.
То есть каждый мусульманин может использовать этот аят в качестве мерила, исходя из собственного положения, и быть столь же внимательным, как и Умар (радыйаллаху анху). Так как он видел то же самое у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). В «Сахихе» Муслима приводится риваят, в соответствии с которым однажды Умар (радыйаллаху анху) пришел к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и сказал: «О, посланник Аллаха! Ты – посланник Аллаха и Его избранный раб. Мы видим, что Кисра (король ирана) и Кайсер (король Византии) носят тонкий и толстый шелк». В ответ на это, посланник Аллаха, выпрямившись, сказал: «О, сын Хаттаба! Неужели тебя одолевают сомнения? Они те, кому хорошие и чистые вещи были даны в этой жизни». Умар сказал: «О, посланник Аллаха! Попроси у Аллаха прощения для меня». Посланник Аллаха сделал следующее дуа: «О, Аллах! Прости его». Да, сахабы были воспитаны таким вот образом, и применяли все это в своей жизни.
Нет никакого сомнения, что лучше всего избегать использования благ, сверх потребностей. Так как если нафс привыкнет к излишеству, то удержать его от этого будет очень тяжело. В этом случае ради удовлетворения своих желаний, начинает склоняться к использованию того, что запрещено. А это в свою очередь ведет человека к греху.
Самарканди в своем тафсире, пишет: «Те, кто обладают разумом, извлекут из этого аята урок, и осознают, что мирская жизнь не является целью существования, а представляет собой средство достижения цели. И тогда уже в этой жизни, человек обретет долю жизни будущей, и будет избавлен от страха перед адскими мучениями».
Мирская жизнь представляет собой поле жизни вечной. Что человек посеет в этой жизни, то он пожнет в ахирате. Тот, кто будет благодарен Аллаху, удостоится еще больших благ. А тот, кто проживет жизнь в неблагодарности, потеряет все, что он имел, и будет опозорен в обоих мирах.
Islam-Today
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!