• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему не все наши молитвы получают желаемый ответ?

Время чтения: 6 мин
14055

Кому из людей не знакома такая ситуация: мы хотим, чтобы в нашей жизни случилось именно такое-то событие, или чтобы мы получили именно такой результат. Мы начинаем просить Аллаха о помощи в этом деле, но желаемый результат почему-то не приходит. Даже наоборот, все складывается совершенно иначе.

К примеру, девушка решает, что ей просто необходимо выйти замуж именно за этого юношу, который ей очень нравится (или наоборот, юноше просто необходимо жениться именно на этой девушке), но любимый человек выбирает себе совершенно другого спутника жизни.

Человек хочет получить работу именно в этой фирме, поступить именно в этот институт, купить себе новый телефон или компьютер, но его кандидатура отклоняется, он не набирает нужные проходные баллы, желаемая покупка откладывается. Бывают, конечно, более тяжелые ситуации – у нас болеет близкий человек, мы просим о его исцелении, но ему становится только хуже. В чем же дело, мы ведь так усердно молились о помощи?

Давайте попробуем разобраться – почему не все наши молитвы получают желаемый ответ:

1. Начнем с того, что Всевышний бесконечно милостив и добр ко всем Своим творениям, Он слышит все мольбы. Так что, если Он не отвечает на какие-то наши дуа, это вовсе не потому, что Он «забыл» о нас, «не слышит» нас, либо наша молитва «не доходит» до Него. В Священном Коране говорится о том, что Аллах близок ко всем Своим рабам и принимает все их просьбы:

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (2:186).

2. Второе, что нужно иметь в виду: молитва, дуа, просьба о помощи к Аллаху – это не требование и не приказ (подобно заказу в ресторане или покупке в магазине). Всевышний не официант и не продавец, так что Он вовсе не обязан выполнять наши желания именно таким образом, как нам хочется. Он - Господин, Творец, а мы – Его создания, мы не можем «заставить» Его сделать что-то, мы можем Его только просить.

3. Наше видение ситуации ограничено только определенными временными рамками. Мы не знаем, что получится из наших действий в дальнейшем, какие события или вещи послужат нашему благу, а какие – будут нам во вред.

«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216).

Ведь Аллах – Знающий, Он видит всю нашу жизнь целиком, поэтому Он устраивает нашу жизнь таким образом, который послужит нашему благу. Пусть сейчас нам кажется, что наша жизнь сложилась неудачно – нас оставил любимый человек, мы не получили желаемую работу, не смогли купить вроде бы нужную вещь. Но если Аллах отклонил эти наши просьбы, значит, нашему благу они не послужили бы.

Человек, с которым мы хотели соединить свою судьбу, не был бы для нас хорошим супругом; в конкретной фирме мы работать бы не смогли из-за начальника с дурным характером или из-за тяжелого коллектива. Разве не случалось с нами или с нашими знакомыми чего-то подобного? Вы не получили желанную должность. Но через какое-то время вы случайно пересекаетесь на улице со знакомым, который вам говорит – «А ты знаешь, что случилось в такой-то фирме? Она разорилась, всех сотрудников уволили». И вы думаете – «слава Богу, что я тогда туда не попал». То, что в свое время казалось вам добром, может обернуться злом. Аллах знает, а мы не знаем.

Кто-то может спросить – ну хорошо, а какая польза в неприятностях? Почему Аллах не всегда отводит от нас беды? Но разве вам не приходилось слышать о том, как человек опоздал на самолет или поезд, но самолет разбился, поезд потерпел крушение. А человек – благодаря этой неприятности – остался жив.

В болезнях или потерях близких – явных трагедиях – конечно, нет ничего хорошего. Мы просим Аллаха защитить нас от этого. Но если Всевышний не принимает ваши дуа с просьбой о помощи в такой ситуации, то, - как это не странно звучит, - и в этом может быть благо. Болезнь или потеря близкого может быть послана человеку как напоминание или предостережение, чтобы заставить его задуматься о своей жизни, отказаться от каких-то вредных привычек.

К примеру, человек никак не мог бросить курить, но у него неожиданно начались проблемы со здоровьем, и врачи предупреждают, что дело может закончиться плохо для него, если он немедленно от этой привычки не отстанет. И человек поневоле берет себя в руки – ведь жить-то хочется! – и бросает курить.

Либо взять более тяжелый случай – молодой человек оказывается в дурной компании, где пьют, употребляют наркотики, совершают что-то противозаконное. Он все больше и больше погрязает в этих пороках и не находит в себе силы вырваться. Но неожиданно у него тяжело заболевает любимая жена или единственный ребенок. Это несчастье заставляет его бросить плохих друзей и проводить все время возле больного. Он раскаивается и оставляет прежнюю жизнь благодаря явному горю.

Более того, ведь мы видим только то, что произошло. Мы не знаем о том несчастье, которое – по какой-то причине – нас миновало. Но кто знает – скольких проблем мы избежали именно потому, что просили Аллаха о защите, и Он отвел от нас беду.

Всякое событие в жизни может послужить благом для человека – именно по этой причине Аллах не всегда избавляет нас от того, что нам кажется злом.

4. Следующая причина состоит в том, что мы бываем нетерпеливы. Аллах ответит на наши дуа – но через какое-то время. Следует набраться терпения и продолжать просить Его о помощи.

Как передается, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) имел обыкновение по три раза повторять свои просьбы во время дуа (Абу Дауд). И он напоминал верующим:

«Любая молитва будет принята, до тех пор, пока молящийся не поспешит и не скажет: «Я помолился, но Господь не принял мою молитву» (Бухари, Муслим).

5. Аллах не помогает человеку, который просит о помощи, но сам продолжает грешить. Не секрет, что многие люди вспоминают о просьбах к Аллаху, когда другие средства исчерпаны, несмотря на то, что всю жизнь они не вспоминали о Нем, вели грешную жизнь, - употребляли спиртное, ели запретную пищу, никогда не совершали намаз. Так как они теперь рассчитывают на помощь от Аллаха, если их поведение заслуживает только Его гнева?

«Человек, находящийся в долгом путешествии, с всклокоченными волосами и весь покрытый пылью, станет поднимать руки к небу, взывая «О, Господь! О, Господь!». Но его еда – харам, питье – харам, и был он вскормлен на хараме. Так как же будет принято его дуа?» (Муслим, Тирмизи).

6. Не принимаются дуа того человека, который просит о чем-то запретном. К примеру, человек полюбил чужую жену и просит Аллаха о том, чтобы она рассталась с мужем и вышла бы замуж за него. Разумеется, такая просьба не угодна Аллаху, поскольку человек хочет построить счастье на чужой беде.

7. Если человек просит без твердой веры, что Аллах действительно слышит его и может помочь ему (каким образом – Он лучше знает). Иногда люди обращаются к Аллаху чисто формально, на всякий случай, не будучи уверены в Его могуществе. Такие дуа тоже могут остаться без ответа.

8. И наконец, следует отметить, что мы часто смешиваем цель и средство. Обращение к Аллаху не есть средство для достижения каких-то мирских благ. Конечная цель самих наших просьб заключается в укреплении нашей связи со Всевышним. Через наши дуа мы становимся ближе к Нему.

Это не означает, что мы не должны просить ничего у Аллаха. Напротив, Он любит, когда Его создания обращаются к Нему с просьбами. Но это означает, что мы должны быть довольны всем, что Он избирает для нас. На самом деле Аллах отвечает на все наши дуа, просто не всегда так, как нам хочется. Это происходит потому, что наши знания ограничены, а Его Знание бесконечно. В своем бесконечном Знании Он знает, что будет лучшим для нас в достижении нашей конечной цели – довольства Аллаха, Свят Он и Велик.

Анна (Муслима) Кобулова

Социальные комментарии Cackle