«Постоянное ощущение себя рабом Аллаха», или что такое тасаввуф
Фото: Reephotoeasy / shutterstock.com/ru
В последнее время, по мере возрастания всеобщего интереса к исламу, возрастает интерес и к тасаввуфу, иными словами, к тарикату или суфизму. В связи с этим у некоторых возникает вопрос, был ли тасаввуф во времена Пророка ﷺ и сподвижников, другие спрашивают, обязательно ли вступать на этот путь, третьи вообще его отрицают.
Для тех, кто ищет правильный путь, было бы хорошо вспомнить, что такие великие ученые и мыслители, как имам аль-Газали, имам Шаграни, имам Раббани, шейх Халид Багдади и другие, овладев в совершенстве всеми знаниями шариата, поняли, что соблюдение его без вступления на путь тариката невозможно.
В книге «Му’джаму мусталахати суфият» тасаввуф определяется следующим образом: «Тасаввуф – это следование всему, к чему призывает Коран, соблюдая все нормы и этику шариата с телом и сердцем, чтобы посредством этого постичь совершенства в служении Аллаху».
В книге «Китаб ат-та’рифати фи истилахати суфийяти» написано: «Тасаввуф – это применение всех качеств служения Аллаху, то есть постоянное ощущение себя рабом Аллаха».
Суфийские легенды: как ислам проник в Сибирь
Некоторые считают, что суфизм получил название потому, что суфии носили грубую одежду, преимущественно из шерсти, так как она наиболее соответствовала духу аскетизма.
Великий имам Ахмад ар-Рифаи сказал: «…еще до ислама в племени мудар, в семье бану Суфия жила женщина, у которой дети умирали в младенчестве, и никто из них не мог выжить. Тогда она дала обет, если ее ребенок выживет, то она повяжет его голову шерстяной повязкой и сделает его слугой Каабы. Позже эти люди всей семьей приняли ислам, стали очень набожными, совершали очень много богослужений. По этому поводу в хадисах Пророка ﷺ передается, что те, кто последовал примеру этой семьи, стали называться суфиями».
Также существует мнение, что в основе названия суфиев стоит слово сафф (ряд), поскольку они в первых рядах мусульман, в первых рядах тех, кто служит Аллаху.
Еще одна группа полагает, что в основе лежит слово суффа (навес), исходя из того, что суфии – это последователи первых сподвижников, которые жили под навесом. Это мнение ближе к истине, так как эти люди действительно вели очень набожную жизнь, постоянно и искренне поклоняясь Аллаху, что было целью суфиев на протяжении всей истории ислама, что подтверждается и словами аль-Хасана аль-Басри: «Я встретился с семидесятью участниками Бадра и увидел, что все они носят шерстяную одежду».
Фото: Turkey Photo / shutterstock.com/ru
Есть также и те, кто говорит, что слово «тасаввуф» восходит к значению отдельных харфов (букв), из которых оно состоит. Харф «та» - тавба (покаяние), «сад» - сафа (чистота), «уау» - вилаят (приближенность к Аллаху), «фа» - фана (растворение в Аллахе).
Доктор Хасан Ибрахим говорит: «Причиной зарождения суфизма явилось то, что некоторые набожные мусульмане не нашли в каламе того, что прививало бы им любовь к Аллаху, поэтому они решили, что наиболее верный путь приближения к нему – аскетизм, воздержание, а также небытие в любви к Аллаху».
Первым, кто назвал себя суфием, был Абу Хашим, который родился в Куфе, а большую часть жизни провел в Шаме (Дамаск), умер в 150 г. х. (767 г.).
Первым же, кто изложил суфийские убеждения, был Зу-н-Нун аль-Мисри (ум. 245 / 859), который был учеником имама Малика. А первым, кто систематизировал и популяризировал эти убеждения, был аль-Джунайд аль-Багдади (ум. 334 / 945).
Термин тасаввуф обозначает группу людей, придерживающихся предписаний Корана и Сунны. Одним из первых суфиев считается Абу Зарр аль-Гифари, о котором Пророк ﷺ сказал, что он один подобен умме, поэтому жить будет в одиночестве и умрет в одиночестве. К суфиям относят также Хузайфу ибн аль-Ямана и Салмана аль-Фариси, о которых сказано, что они питались только тем, что зарабатывали сами. После них идет аль-Хасан аль-Басри, который постоянно давал верующим наставления и воспитывал их в духе ислама, его учеником считается такой великий ученый, как Малик ибн Динар. За аль-Хасаном аль-Басри следуют Ибрахим ибн Адхам, имамы аль-Джунайд и аль-Кушайри, после них Зу-н-Нун аль-Мисри (ум. 245 / 859).
О дозволенности тавассуля и истигасы
Тасаввуф вбирает в себя все – и акыду (вероубеждение), и мораль, и манеры, и джихад (борьба с нафсом), и мольбы (дуа) к Аллаху, и его основы – ислам (поклонение), иман (вера), ихсан (чистота). Он подразумевает под собой постоянное ощущение того, что Аллах наблюдает за своим рабом, а также следование Корану и Сунне. Его цели – очищение человека от негативных и прививание ему всех позитивных качеств, что диктуется преданностью к Аллаху и Его Посланнику, а также борьба со своими страстями и духовное очищение.
Исследователь может заметить, что это учение прошло много этапов, и на каждом у него было свое название, так продолжалось до тех пор, пока оно не получило название «суфизм». Шейх Абу-ль-Касим аль-Кушайри в своем знаменитом трактате «Ар-рисаля аль-кушайрия» по этому поводу пишет: «Знайте, что мусульмане после смерти Пророка Мухаммада ﷺ называли себя только сподвижниками, причина этого в том, что не было другого, более почетного названия, то есть это название было самым почетным, не было ничего, что бы было выше этого названия. Следующее поколение называло себя «табиины», это название они также считали самым лучшим, так как были последователями сподвижников Пророка ﷺ. Последующее поколение назвало себя «табии ут-табиин», а после этого люди начали называть себя по-разному. Одни называли себя аскетами, другие – слугами Аллаха. Затем появились разные нововведения (бид’а) и разные секты, и каждая секта утверждала, что именно ее приверженцы – истинные аскеты. Что же касается истинных приверженцев Корана и Сунны, то они назвали себя суфиями, а свой путь тасаввуфом, таким образом, это название появилось в третьем веке после зарождения ислама».
Фото: SRStudio / shutterstock.com/ru.
Ахметшин Д.Ф.