• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Поклонение недействительно без выполнения этих двух условий...

Время чтения: 3 мин
4327

Ибн Таймийа утверждает, что тавассул - это поклонение (ибадат), сравнивая тавассул мусульман с поклонением идолопоклонников. Он приводит такое сопоставление:

«Многобожники говорят: «Мы поклоняемся идолам, чтобы они приблизили нас к Аллаху»[1]. Также и те, кто прибегает к тавассулю, говорят: «Мы посещаем святых и их могилы только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху». Ширки тавассул совершаются с одним и тем же намерением. В таком случае, оба этих действия – неверие (куфр)». Но такое понимание и подобное сопоставление неверны по своей сути.

Ибадат (поклонение) - это повиноваться тому, кого мы признаем Своим Господом, склоняясь перед Его величием  и  славой.

Тавассул — это просить кого-либо оказать посредничество, чтобы приблизиться к кому-то или обратиться к кому-то с просьбой.

Как мы видим, поклонение и тавассул - это разные вещи. Выражения «совершить тавассул», «сделать кого-то посредником» ни в обыденной речи, ни как термины в шариате не означают «совершать поклонение».

Чтобы какое-то действие считалось поклонением (ибадатом), необходимо выполнение двух условий: считать то, к чему обращаешься, Господом и склоняться перед этим в совершенном смирении. Если не соблюдается одно из этих условий, то действие не является поклонением. В случае тавассу­ля же не выполняется ни одно из этих условий: человек не считает посредника своим Господом и не склоняется перед своим посредником в совер­шенном смирении.

А всего лишь выказывание почтительности, не поднимающееся на степень поклонения и не совершаемое с намерением (нийат) поклонения, и не может считаться поклонением. Люди всегда, во все времена чтили, оказывали подобающее уважение великим людям, своим лидерам, ученым и святым, воздавали им разные почести, выказывали покорность своим предводителям, возвеличивали их. Но это никогда не считалось пок­лонением, и никогда не именовалосъ таковым. В таком проявлении почтительности всегда видели только учтивость и воспитанность.

Алламе Шейх Саляматуль-Азами в своей книге «Аль-Барахину-с-сатиа» пишет об этом так:

«Поклонение (ибадат) можно разделить на два вида. Первое, это поклонение сердцем, т.е. калби. Это значит считать свой объект поклонения Господом, Создателем, независимых ни от кого в своих действиях, признавать за объектом поклонения качества, присущие только Всевышнему. Второй вид - это поклонение телом, т.е. бадани. Это значит, совершая поклонение сердцем (ибадати калби), совершать какие-то действия и телом, такие как стояние (кийам) в намазе, поясной поклон (руку’), земной поклон (сажда).

Если кто-то совершает поклонение только телом, не имея при этом в сердце соответствующего вероубеждения, то по шариату это действие не считается поклонением (ибадат). Даже если он склоняется перед кем-то в земном поклоне. Ученые называют неверующим человека, склонившегося в земном поклоне перед идолом потому, что он сердцем признает этого идола своим Господом. А земной поклон сам по себе не является неверием (куфр).

Если бы совершение земного поклона перед кем-либо еще, помимо Аллаха, не признавая при этом того, перед кем склоняешься, Господом, было бы неверием, то никогда, ни в каком шариате это не было бы дозволенным и законным. Между тем, в шариатах древних Пророков склоняться перед кем-либо в земном поклоне для приветствия, выражения любви и привязанности было дозволено! Это стало запрещенным только в шариате последнего  Пророка  Мухаммада  саллаллаху аляйхи ва саллям.

________________

[1] Коран, 39/3.

Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"

Социальные комментарии Cackle