Как может один Бог охватывать всех людей и управлять ими?
إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللّهُ مِنَ السَّمَاء مِن مَّاءٍ فَأَحْيَا بِهِ الأرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَآبَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَاء وَالأَرْضِ لآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ (164)
«(Если им необходимы доказательства истинности твоих утверждений о единственности Всевышнего Аллаха, укажи им на следующие знамения): Поистине, в сотворении небес и земли; в смене ночи и дня; в (груженых) кораблях, (легко) плывущих по морю с тем, что приносит пользу людям (с необходимыми для жизни товарами); в воде, которую Аллах низвел с неба и которой Он оживил мертвую землю, расселив на ней все виды животных; в смене ветров, в облаках, покорных (Аллаху и находящихся) между небом и землей, – (во всем этом) знамения для людей разумных (каждое из которых указывает на могущество Всевышнего Аллаха, Его великую мудрость и безграничную милость)» (Бакара, 164).
После того, как в Медине Аллах Всевышний ниспослал своему Посланнику ﷺ аят «Ваш Бог – Бог Единственный. Нет никого, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милующего», мекканские многобожники стали говорить: «Как же может один единственный Бог охватывать всех людей и управлять ими?». И тогда был ниспослан этот аят.
В риваяте, переданном от Абуд-Духа по каналу Суфьяна, говорится: «Когда Аллах Всевышний ниспослал аят «Ваш Бог – Бог Единственный. Нет никого, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милующего», многобожники были очень удивлены и сказали: «Один единственный Бог? Если он (Мухаммад) правдив в этих словах, то пусть принесет нам доказательство». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 36; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/129].
Табери приводит риваят от Саида, в котором тот говорит: «Курайшиты сказали иудеям: «Расскажите нам о чудесах Мусы». Иудеи рассказали им о посохе Мусы (а.с.) и о его белой руке. Затем многобожники обратились к христианам: «Расскажите нам о чудесах Исы». И христиане рассказали о том, что с рождения Иса (а.с.) мог исцелять больных (слепого и прокаженного) и мог оживлять умерших. После это многобожники пришли к посланнику Аллаха ﷺ и сказали ему: «Обратись к Аллаху с мольбой, и пусть Он превратит холм Сафа в золото, чтобы окрепла наша убежденность, и чтобы мы смогли на это золото купить оружие и лошадей и вместе с тобой сражаться против наших врагов».
Посланник Аллаха ﷺ попросил это у своего Господа и тогда ему было внушено: «Я дам им то, чего они просят и превращу холм Сафа в золото, но, если и после этого они продолжат упорствовать в своем неверии, Я подвергну их такому наказанию, какому не подвергал еще никого в этом мире». Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «О, мой Господь! Оставь мой народ мне, я буду продолжать каждый день призывать их к истине».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «(Если им необходимы доказательства истинности твоих утверждений о единственности Всевышнего Аллаха, укажи им на следующие знамения): Поистине, в сотворении небес и земли; в смене ночи и дня; в (груженых) кораблях, (легко) плывущих по морю с тем, что приносит пользу людям (с необходимыми для жизни товарами); в воде, которую Аллах низвел с неба и которой Он оживил мертвую землю, расселив на ней все виды животных; в смене ветров, в облаках, покорных (Аллаху и находящихся) между небом и землей, – (во всем этом) знамения для людей разумных» [Табери, Джамиуль-Байан, 2/37-38].
Автор: Islam Today