Если у человека что-то не получается, значит Аллах не пожелал, чтобы это произошло...
«Аллах (Бог, Господь) [бесследно] стирает то, что пожелает [например, зло, которое неотвратимо шло нам навстречу по написанному в Хранимой Скрижали, но в последний момент, по милости Творца, было неожиданно удалено с нашего пути через благой поступок, молитву или любое добро, благо], и укрепляет [либо закрепляет то новое, что в результате выбора человека должно произойти с Божьего на то благословения, либо делает неизменным написанное в Скрижали ранее]. И у Него [Повелителя миров] — Основа Книги [Хранимая Скрижаль; Божественное знание и полная осведомленность]» (Сура «Гром», аят 39).
Вера в предопределение – это вера, что всё, происходящее в этом мире, происходит по воле Аллаха. Об этом шла речь в рамках очередного заседания дискуссионного клуба «Предопределение: свобода воли или принуждение», по традиции проходящего в стенах Галиевской мечети. На этот раз участники мероприятия смогли задать все интересующие вопросы Булату хазрату Мубаракову, советнику муфтия по шариатским вопросам.
- Вера в предопределение является одним из условий имана. Но что это такое? Мы все выучиваем слова, что только Всевышний предопределяет наше будущее, только Ему оно известно, только Он знает, кто войдёт в Рай. Ни один человек не имеет права утверждать, что кто-либо точно войдёт в Ад или Рай.
За каждый плохой поступок предусмотрено определённое наказание. Человек знает, какими деяниями Всевышний Аллах будет доволен и за какие деяния Он будет гневаться. Он не одобряет плохое. Жизнь — это экзамен. Сахабы расстраивались, если в течение трёх дней к ним не приходило испытание. Те люди, у которых абсолютное благополучие, часто видят дунью как конечную цель и хотят остаться здесь.
Через испытания Создатель напоминает о том, что есть смерть, а этот мир ограничен временным промежутком. Он напоминает о Себе, ведь в трудной ситуации мы сразу обращаемся к нашему Творцу. Чем больше человек проявляет сабра, тем выше Аллах его поднимает. Что касается дуа, то только Всевышнему известно, какое из них Он примет и примет ли вообще. Очень многие вещи Аллах от нас скрыл. Это лишь в знании Создателя, которому ведомо, когда мы будем читать дуа и о чём просить Его.
Всевышний не требует от нас, чтобы мы никогда не впадали в грех. Он учит, чтобы делали все возможное во избежание грехов, а при их совершении – искренне раскивались. Аллах не налагает на человека сверх его возможностей. Мусульманин должен правильно относиться к постигшим неудачам, к беде, помня о том, что есть смысл и знамение во всем, что происходит по воле Аллаха.
Предопределение включает в себя две неразрывно связанные между собой составляющие: аль-када и аль-кадар. Под аль-када понимается абсолютная осведомлённость Творца над всем, то есть Аллах всегда знает, что будет происходить с Его созданиями, какой они путь выберут, что будут делать. Второе – аль-кадар – это фактическое соответствие происходящих в мире процессов изначальному замыслу Аллаха.
- Говоря о самом понимании термина «предопределение» важно упомянуть два течения – кадари и джабрии. Кадари состояла из людей, которые вообще отрицали предопределение. Они говорили, что Всевышний Аллах поместил в этот мир нас, где мы поступаем в соответствии с нашим уразумением, а Создателю неведомо, как человек поступить в определённом случае. Сторонники джабрия же говорили, что Аллах полностью определил, что мы будем делать, и все выполняемые деяния мы делаем по велению Творца. Таким образом, если человек совершил небогоугодное дело, это от Аллаха, то есть Всевышний предопределил для него это деяние. Оба эти утверждения неправильны.
Наши деяния создал сам Всевышний Аллах. То есть, к примеру, если человек хочет поднять руку, то само поднятие создаёт Творец. Но какая-то часть выбора человеку даётся.
- А как же быть тогда с намерением? Последователи ахлю сунна валь джамаа говорят следующее: это происходит в соответствии с потенциалом самого человека. Всевышний Аллах создаёт и намерение тоже, но в соответствии с тем, какое намерение человек бы использовал сам для себя, это Аллаху известно. В связи с этим знанием Он создаёт намерение внутри человека, которым он и руководствуется при совершении своих деяний.
Сунниты считают, что вера в предопределение заключается в признании четырех принципов, подтвержденных Кораном и Сунной. Речь идёт о вере в абсолютное и извечное знание Аллаха во всём, что есть и чего нет; вере в записи в Хранимой Скрижали судеб, в которой записано всё, что произойдет до Судного дня; вере в то, что происходящее – воля Аллаха, а то, что Господу не угодно, не может произойти; вере в то, что Аллах – создатель всего сущего.
Так где же наш выбор? С практической точки зрения, человек чувствует свободу воли при произношении слова, при совершении действия. Эту тонкую грань очень важно понять. Однако слишком углубляться в эту тему не стоит, поскольку даже сахабы говорили, что это может привести человека к неверию (куфру).
- Создатель управляет нами в соответствии с нашим потенциалом. Он знает Своим известным знанием, какой выбор бы сделал человек. Тогда для чего же был создан наш мир? Мы знаем, что вначале Всевышний собрал все души и спросил у них: «Не Я ли ваш Господь?» Все души ответили согласием. После этого душа пришла в дунью и забыла о своём обещании. Есть слова о том, что человек – венец творения. В том случае, если он будет вести себя правильно в этом мире, веровать в сокрытое, продолжая творить благие деяния и отстраняться от запрещённого, то в этом случае он будет лучше, чем ангел. Чтобы дать эту возможность человеку, Аллах и создал этот мир. Это наш шанс использовать свой потенциал, стать самым лучшим творением, стать самым близким к Аллаху созданием. Но важно помнить: Творцу в любом случае ведомо, какой выбор каждый из нас сделает. Не только последствия одного из возможных вариантов, но точный путь, по которому пойдёт человек. В случае же если человек не верит, что Всевышнему известно это, то он отрицает такое понятие как судьба, предписанность и предустановленность.
Если у человека что-то не получается в этом мире, нужно понимать, что Создатель просто не пожелал, чтобы это произошло. Никогда не надо терять надежду. Самое главное – правдивость, искренность в отношении своих убеждений и действий. Человек всегда должен надеяться на лучшее и никогда не опускать руки.
Ильмира Гафиятуллина, Казань