Безмахзабность, маргинальность и вражда: как становятся ваххабитами?
Фото: Andrii Lutsyk / shutterstock.com.
Ислам существует уже XIX столетий, но по-прежнему предпринимаются попытки переосмыслить его религиозные убеждения. Традиционный ислам противостоит ваххабизму. Несмотря на это, у этого течения множество последователей, особенно среди молодежи.
Почему молодые люди, которые только начинают изучать ислам, не принимают «эталонную» его веерсию? Почему нетрадиционное вероучение с противоречивым прошлым становится столь распространенным среди неофитов (новообращенных мусульман)?
Ваххабизм: откуда растут ноги
Ваххабизм – это религиозное течение, зародившееся в XVIII веке. Свое название оно получило в честь своего основателя – Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.
Идеи аль-Ваххаба были вдохновлены трудами Ибн Таймии и Ибн аль-Каййима. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб основал так называемый безмазхабный ислам, последователи которого трактуют Писание Аллаха по своему умозаключению.
Сообщается, что он запрещал своим последователям читать книги по фикху, тафсиру и хадису, и позволял им толковать и комментировать аяты Корана по своему желанию и пониманию.
Валиулла Якупов: борец с представителями радикальных взглядов
Абд аль-Ваххаб считал, что все люди, окружающие его в Аравии, нарушили догмат единобожия. Позже его последователи перенесли этот такфир – обвинение в неверии – на остальную часть уммы. В этом и заключается суть призыва Абд аль-Ваххаба. Он и его последователи считают, что правильное учение единобожия было утеряно после эпохи праведных предшественников, и что только они представляют истинный ислам.
Стоит отметить, что Ибн Абд аль-Ваххаб был воинственным и фанатичным в своем восприятии мира. Османскую империю он считал языческим и даже антиисламским государством. Можно утверждать, что весь окружающий мир он рассматривал как немусульманский, за исключением своей собственной группы. То есть чтобы быть мусульманином, надо было следовать за ним. Несмотря на то, что это учение претерпело изменения и было в каком-то роде переосмыслено, современные ваххабиты считают, что все, кто не исповедует их проекцию религии, являются врагами ислама.
Фото: Kent Weakley /shutterstock.com.
Вероубеждения ваххабитов: такфир и ненависть к братьям
Ваххабитское учение послужило основой тотального такфира (обвинения) мусульман и пролития их крови. Это разрушает мир между братьями, заповеданный Аллахом и Его Пророком ﷺ, приводит к вражде и ненависти среди мусульман.
Ваххабитов отличает жестокость и агрессивность, что само по себе противоречит сути ислама, мягкости и милосердию. Как известно, пророк Мухаммад ﷺ был мягкосердечен даже по отношению к своим врагам. Такая категоричность во взглядах, агрессия и вражда должна настораживать и стать настораживающим фактором для молодых мусульман, которые еще не укрепились в своих взглядах и стремятся найти достойное наставничество на пути к Всевышнему.
Самое страшное в ваххабитских воззрениях – это ненависть к самим же мусульманам. Они по своим умозаключениям могут выносить такфир, объявлять любого мусульманина неверующим и выносить ему приговор. Ваххабиты настаивают на том, что мусульманин должен постоянно бороться и противостоять всему, вести свою войну как с немусульманами так и мусульманами. И любой мусульманин, который живет по иным принципам, перестает быть мусульманином в их понимании.
В основе религии ислам лежит веротерпимость и ненасильственный призыв, Коран учит своих последователей, что принуждения в религии нет.
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения...» (Аль-Бакара, 256).
История и идеи ваххабизма: будьте начеку
Фото: GELEFIN / shutterstock.com
Почему? – вот в чём вопрос.
Принятие ваххабитской версии ислама ее последователями, в том числе и молодыми, остается тревожной проблемой. Исследуя причины такого явления, можно отметить социальный фактор и маргинальность. Обычно последователями девиантных течений становятся недалекие люди, не получившие достойного как светского, так и религиозного образования.
Причиной всех бед является невежество. Отсутствие правильного религиозного образования приводит молодых людей в нетрадиционные течения. Ваххабитская идеология только подпитывает это невежество, разрешая толковать аяты по своему усмотрению и не вникая в суть вопроса, руководствуясь поверхностным пониманием аятов и хадисов, не анализируя и не обращаясь к комментариям великих ученых, авторитетов в этой области.
Вовлеченность в ваххабитское течение также связано с психологическими особенностями молодого возраста. У молодых людей еще нет четко сформированных духовных компетенций, под которыми подразумеваются не только знания, но и ценности и установки. Кроме того, для молодежи характерна повышенная внушаемость и довольно высокая подверженность манипулированию.
Учения ваххабизма потакают тщеславию молодого поколения, которое стремится противостоять и противоборствовать всему традиционному и устоявшемуся. Молодые люди находятся на уязвимом этапе жизни, когда они ищут свою идентичность и какую-либо глобальную цель. Представители нетрадиционных течений используют эту уязвимость, предлагая четкую идентичность, основанную на крайних религиозных и идеологических принципах.
Фото: nito / shutterstock.com.
Значимую роль в радикализации молодежи играет Интернет. Традиционный ислам, скажем, не нуждается в столь активной пропаганде, официальные источники предлагают достоверную информацию, доступную любому желающему. Вспомните, как активны представители сект, как им важно сделать своими адептами как можно больше людей. Представители нетрадиционного же ислама используют Интернет в качестве важнейшего инструмента привлечения в свои воззрения.
Огромное количество ресурсов, пестрящих наглядным материалом, «красивые и проникновенные» речи в доступной форме и абсолютно на любую тему, кажущаяся убедительность доводов (за каждым «Аллах сказал», цитирование аятов и хадисов следует скрытое навязывание идей) – все это воздействует на молодое и неокрепшее сознание, неспособное отличать зерно от плевел и стремящееся к максимализму во всем.
И тут ваххабитские сайты попадают в цель – они закрывают потребность неокрепших умов в том, что дают четкое и понятное представление об устройстве мира: есть черное и белое, другого не дано. Будешь делать, как написано, попадешь в Рай, нет – в Ад. А возможность трактовать Писание Аллаха по своему умозаключению «позволяет» упростить и сделать доступной сложную систему вероучения. Не зря это движение называют источником всего зла для современных мусульман!
Фото: as-artmedia / shutterstock.com.
Такая же картина присутствует на мусульманском книжном рынке – превалирует литература, пропагандирующая чуждые для российских мусульман ценности. Издательства активно печатают книги радикальных авторов в объемных тиражах. Издаются известные работы, но не с соответствующими для традиционного ислама комментариями. Эти книги не запрещены судом и не входят в списки Минюста РФ.
Радикализация молодежи идет и в различных онлайн-академиях, в которых учатся десятки тысяч мусульман. Когда есть только черное и белое. Когда мусульман призывают противостоять государству и его законам.
«Растекание джихада» и радикализация ислама: как это было
Бороться за каждого: как противостоять ваххабизму?
Ваххабизм не имеет ничего общего с исламом. Это течение противоречит основным догматам нашей религии. Подавляющее большинство современных террористов приверженцы радикальных течений. Ваххабиты стоят за такими преступлениями, как теракт в «Крокусе», в преступления в ростовском СИЗО и в Дагестане. Идеология ваххабизма тесно связана с различными террористическими движениями.
Считается, что такие группировки, как «Боко Харам», «Аш-Шабааб» и ИГИЛ (запрещенные в РФ террористические организации) действовали и действуют в рамках данной идеологии. Эти люди не уважают свою страну, ее законы и обычаи и стремятся привести ее к хаосу, навязывая агрессивно свои идеи. Люди, вера которых очень слаба, пытаются подогнать религию под свои потребности. И все это приводит к насильственным действиям и терактам.
Фото: Aleksandr Ozerov / shutterstock.com.
Ваххабизм опасен, его распространение представляет масштабную проблему. Для борьбы с ваххабизмом предлагаются разные методики. Лучшим запретом, наверняка, станет запрет деструктивного течения на законодательном уровне, поскольку его последователи посягают на суверенитет и целостность государства. Важно также вести тщательную работу с диаспорама и обновить подходы к миграционной политике. Тем не менее, идеологию можно победить только идеологией, и популяризацией традиционного умеренного ислама, веками исповедуемого в нашей стране.
Что может противостоять ваххабизму – это популяризация истинных исламских знаний, конкурентная альтернатива, которая закроет религиозные потребности людей. Нужно предлагать альтернативу, чтобы на рынке доминировали «правильные» книги. «Горе-шейха Интернета» должны заменить как можно больше достоверных источников, и знающих людей, распространяющих истинные ценности ислама, которые могут доходчиво объяснять и доносить людям все вопросы, связанные с религией, касательно абсолютно всех аспектов жизни человека. Люди всегда ищут ответы на свои наболевшие вопросы, и ищут их в любых источниках, мало задумываясь о достоверности. Здесь важно дать ответ каждой жаждущей душе, идеологически бороться за всех отступивших, и это огромная задача, которая стоит сегодня перед уммой.
"72 течения заслуживают Ада, и лишь одно будет в Раю..."
Фото: Chay_Tee / shutterstock.com.
Самина Рахматуллина