Аллах аль-Бади: «Где бы вы ни были, Он всюду с вами»
В суре «Ихлас» говорится: «Скажи: Аллах, Он един» (Ихлас 112/1). Единственность Аллаха доказывает и совершенный порядок, царящий во Вселенной. Ибо говорится:
«Если бы на земле и небесах были другие боги кроме Аллаха, то нарушился бы порядок» (Анбийа 21/22).
Хвала Аллаху Господу миров. Аллах – Господь миров. Он тот, кто наделяет пропитанием всех живых, растит их и заботится о них. Первая сура Корана «Фатиха» начинается словами:
«Аллах – Господь миров» (Фатиха 1/1).
Аллах аль-Бади, не имеет подобия
Аль-Бади – одно из 99 прекрасных имен Аллаха и означает Творца, не имеющего равного и подобного. Это имя также означает, что Аллах не имеет в Своей Личности (зат) и атрибутах (сифат) равного и подобного Себе (İsmailHakkı, Ferah’r-Ruh, 1/3).
«Он – творец небес и земли» (Бакара 2/117).
Аллах – это Истина (хакк), Он абсолютная истина, сотворивший все существующее с несравненной мудростью. Нет ни одного места без Него.
«Где бы вы ни были, Он всюду с вами» (Хадид 57/4)
Аллах есть А’ля – самый возвышенный. В священном Коране говорится:
«Славь имя Господа твоего высочайшего» (А’ля, 87/1).
Когда Всевышний Аллах явил себя, совершил таджалли, Он выявил (совершил таджлийа) Свое существование из скрытого (гайб) мира в мир материальный.
Таджалли означает проявляться, становиться видимым, таджлиййа же означает выявиться, показать. Таджалли означает – проявление сущности (зат) Аллаха, Его атрибута (сифат) или асар ас-сифат.
Это интересно: Почему нельзя ругать других богов?
Скрытое (гайб) бывает двух видов.
Первый – это абсолютный гайб (гайб аль-мутляк), первое его проявление – качества Аллаха (шууна аль-иляхи).
Второй вид гайба – относительный (гайб аль- изафи). Этот вид является источником знания – а’йан аль-иль- мийа. Оба этих вида гайба называются «миром божественным» – алям аль-иляхи.
Сущность (айн) также делят на два вида.
Первый – это абсолютная сущность (айн аль-мутляк), это уровень (мартаба) материальных тел.
Второй – относительная сущность (айн аль-изафи), это уровень (мартаба) единства (вахид). Две эти сущности и носят название «материального мира» – алям аль-ка- ун. Ибо это и есть мир атрибутов (алям ас-сифат) и мир действий (алям аль-аф’аль).
Смысл этого бейта в следующем:
Всевышний Аллах по Своей воле и несравненной мощи (кудра) вывел все существующее из мира божественного повеления (алям аль-амр) в мир творения (алямаль-хальк).
Ибо эта Вселенная из уровня ахадиййат (единства) и гайб аль-хувийа (сущности Истинного как непостижимого) спустилась на уровень шууна аль-гайбиййа (скрытых качеств), а оттуда – на уровень а’йан сабита аль-ильмиййа (прообразы вещей в знании Аллаха), оттуда – на уровень хакаик аль-арвахийа ва мисалийа (мира духов и неосязаемых образов), оттуда – на уровень сувар аль-хиссийа (осязаемых образов).
Все эти выявления (зухурат) имеют в качестве основы «Дыхание Божественной Милости» (нафас ар-рахмани). Еще до этого проявления (таджилли) в Всевышнем существовало состояния джиля, т.е. Он проявлялся в Своей сущности. После возникло состояние истиджля, т.е.
Он проявился в творении (которое есть место явления его атрибутов). Те, кто был невежественен относительно уровней этого проявления (зухур) и существования, а завеса перед глазами заслоняла им истину, вообразили себе такие понятия, как уподобление Всевышнего предметам, Его воплощение в творениях, соединение Его с творением и отделение от него.
Так возникли многобожие (ширк), неверие (куфр) и безбожие (ильхад). Сущность Аллаха превыше всего этого! «Нет ничего подобного Ему» (Шура 47/11) (İ.H., Ferah’r-Ruh, 1/4).
М. Йазыджиоглу «Мухаммадия»
Все фото: elements.envato.com