• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Важнейший принцип духовного совершенства

Время чтения: 3 мин
4126

После веры в Аллаха и принципа Единобожия, одной из наиболее важных ценностей, на которую Ислам делает особый акцент, несомненно, является гармония в обществе. Человек это творение Создателя, живущего в обществе, где имеет с остальными членами родственные, дружеские, деловые социальные и прочего рода взаимоотношения.

Ислам уделяет огромное внимание тому, чтобы подобные отношения выстраивались на благих представлениях, именуемых «хусну зан» (думать, представлять, видеть прекрасное - прим.ред). И чтобы не говорили сегодня люди, и в особенности те, кто, будучи невежественным и далеким от истинных ценностей религии пытается выступать от ее имени, именно этот принцип является основополагающим в исламском праве. И именно он является важной ступенью на пути к духовному совершенству человека.

Великий богослов и основоположник мазхаба имам А’зам Абу Ханифа сказал одну прекрасную фразу: «Аллах распределил людей на верующих и неверующих по содержанию эмоциональной и мысленной составляющей в их сердцах, ибо Он ведает то, что таиться в сердце каждого человека. Мы же, опираясь на сказанные выражения и увиденные нами поступки, делаем свои выводы и заключения. В то время как Всевышний пожелал, чтобы мы не делали заключений о человеке, только по его словам и поступкам».

Сегодня, когда соцсети стали неотъемлемой частью нашей жизни, критика и "расфасовывание" на «правильных» и «неправильных» стало трендом, где заключение делается исключительно по двум-трем написанным предложениям, а то и фразам. Хотя мы все твердим дежурную фразу «Аллах знает, что в сердцах людей», но при этом не перестаем следовать за своими эмоциями, и рассылать проклятия в адрес «кафиров», «муртадов», «фасиков». 

Но еще неподражаемый имам Газали в своем «Ихяу Улюмуд-дин» писал: «Думающий плохо о другом человеке, может позволить себе говорить о нем плохо, клеветать и сплетничать о нем. При этом он всегда будет ставить себя выше его».

Думаю сегодня достаточно зайти в любую соцсеть, или почитать цепочку комментариев под какой-либо статьей, дабы убедиться в справедливости и правдивости этих слов.

Мода «такфирить» (объявлять неверующими - прим. ред.) всех, чьи представления не умещаются в узкие ограниченные рамки представления одного человека (по большей степени невежественного), берет свое начало от сбившихся с пути истины хариджитов. К сожалению сегодня, с возрождением этих движений в виде радикальных группировок, прикрытых именем Ислама, эта мода вновь получила широкое распространение.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда напоминал своим последователям, что: «Аллах не будет смотреть на вашу внешность, Он посмотрит на ваши сердца».

Всевышний Аллах в нескольких аятах Священного Корана взывая к благоразумию людей повелевает им: «Верующие, сторонитесь подозрений (негативных размышлений) [не думайте плохо о хорошем]. Воистину, некоторые [ваши] размышления [когда вы думаете о других плохо, не имея на то явных доказательств, подозревая, додумывая] греховны!» (сура аль-Худжурат, аят – 12).

Но человек сегодняшнего дня, для того чтобы быть «на волне со всеми» может себе позволить многое, и говорить много о том, чего на самом деле не знает. Однако всевышний Аллах сказал: «Не следуй тому, в чем у тебя [человек] нет знаний! [Удостоверься, прежде чем говорить, заявлять, утверждать, обвинять! Перепроверь, посоветуйся с умными людьми, чем сразу же сломя голову следовать чьим-то лозунгам или призывам.] Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут спрошены за это» (сура аль-Исра, аят – 36).

Конечно же, весьма непросто в современном мире, где при помощи развитых технологий и широкомасштабных стратегией производится массовая оккупации разума, сохранить в себе первоначальные человеческие ценности и следовать по пути, указанному Творцом. Однако, от нашей искренности перед Аллахом, а не перед обществом подобных нам людей, зависит наше будущее. Быть рабом Аллаха – это значит ежедневный, ежечасный кропотливый труд над собой, и над тем, что нам кажется «мелочью».

Искренность, в первую очередь, идущую от сердца, а не только в выставленных на показ деяниях, и не фразах, сказанных для сбора всеобщего внимания тешущего наш собственный нафс. Ведь Аллах в первую очередь посмотрит на наши сердца.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle