В чем преимущество бедняков по сравнению с богатыми?
Вопрос:
Существует мнение, что «неимущие войдут в райские сады в первую очередь». Правильно ли это мнение, и как следует понимать его?
Ответ:
Вышеупомянутое выражение встречается в достоверных хадисах. По этому поводу передается от Абу Са‘ида аль-Худри (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«О, собрание малоимущих мухаджиров! В Судный день вас обрадуют ярким светом. Вы войдете в Райскую обитель на полдня раньше, чем состоятельные люди. Это приравнивается пятистам годам земной жизни» (Абу Дауд, ‘Ильм: 13, №3668, 3/362).
В другом хадисе со схожим значением, переданный от Абу Хурайры (р.а.), говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Малоимущие из числа мусульман войдут в райские сады на полдня раньше, чем состоятельные мусульмане. Полдня времени (по расчетам загробной жизни) равняется пятистам годам земной жизни» (Тирмизи, Зухд: 37, №2354, 4/578).
Читайте также: По-мусульмански: как сократить разрыв между богатыми и бедными?
В другом сборнике достоверных хадисов передается от Джабира ибн ‘Абдуллаха (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Малоимущие из моей уммы войдут в Райскую обитель на сорок лет раньше» (Там же, 37, №2354, 4/578).
Мусульманские ученые поясняют, что вхождение малоимущих в райские сады раньше состоятельных мусульман не гарантирует им более совершенные жилища (более высокое положение).
Наоборот, есть большая вероятность, что тот, кто вошел позже в райские сады окажется в более высоком положении.
Например, состоятельного человека привели к расчету, и его расчет продолжался долгое время из-за его большого количества имущества.
Всевышний Аллах, возможно, облагодетельствует его более высоким положением в Раю по сравнению с малоимущими из-за того, что он часто благодарил Всевышнего Аллаха, раздавал закят в земной жизни и совершал благодеяния.
Такая ситуация возникает по той причине, что малоимущий не совершал большое количество деяний. Расчет же состоятельного человека занял продолжительное время, потому что он обладал многочисленным имуществом.
Однако это не снижает его положение. В итоге следует сказать, что Всевышний Аллах не снижает размеры воздаяний за безупречно совершенные благодеяния.
Вопрос, который следует затронуть, это различия выражений «пятьсот лет» и «сорок лет», упоминаемые в хадисах. Согласно комментариям ученых-хадисоведов, различия во времени связаны с продолжительностью расчета состоятельных людей.
Ибн Касир (р.а.) по поводу разночтений чисел говорил: «В первом случае, пятьсот лет – это продолжительность времени между тем человеком, кто первым вошел в Райскую обитель из числа малоимущих и тем, кто вошел туда последним из числа состоятельных людей. Во втором случае сорок лет – это разница во времени между тем человеком, который последним вошел в Райскую обитель из числа малоимущих и тем, кто вошел туда первым из числа состоятельных людей» (Ибн Касир, Сыфат аль-джаннат, с.180).
Автор: Islam Today