Уроки суры Али Имран: «Им – болезненное наказание»
لاَ تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَفْرَحُونَ بِمَا أَتَواْ وَّيُحِبُّونَ أَن يُحْمَدُواْ بِمَا لَمْ يَفْعَلُواْ فَلاَ تَحْسَبَنَّهُمْ بِمَفَازَةٍ مِّنَ الْعَذَابِ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ (188)
«Не считай же (о Мухаммад), что те, кто доволен содеянным и любит, когда его хвалят за то, чего он не делал, спасутся от наказания. Им – болезненное наказание» (сура Али Имран, 188).
Есть два риваята, в соответствии с которыми данный аят был ниспослан в отношении мунафиков и иудеев.
1) Передается от Абу Саида аль-Худри: В эпоху счастья посланника Аллаха ﷺ, когда он отправлялся в какой-либо военный поход, то мунафики никогда не принимали в них участие, радуясь тому, что остались, вопреки желанию посланника Аллаха ﷺ.
Когда же он возвращался из военного похода, то они приносили клятвы и предоставляли оправдания, и желали похвастаться несовершенными ими благодеяниями. И тогда по поводу них Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Бухари, Тафсируль-Куръан, 3/16; Муслим, Сыфатуль-Мунафикин, 7).
2) Передается от Судди: Иудеи скрыли имена и качества посланника Аллаха ﷺ, упоминаемые в Торе, и радовались этому.
Кроме того, они оправдывали себя, говоря: «Мы соблюдаем пост, совершаем намаз и выплачиваем закят, мы следуем религии Ибрагима».
Сура Аль-Баркара: «Придерживайтесь того, что ниспослал Аллах»
Успокаивая себя этим, они радовались тому, что единодушно отрицают пророческую миссию посланника Аллаха ﷺ, и более того, хвастались этим. Вот в отношении них и был ниспослан этот аят. Даххак также придерживался этого мнения (Табери, Джамиуль-Байан, 4/136-137).
Сообщается, что Мерван ибнуль-Хакем сказал своему привратнику: «О, Рафи! Отправляйся к Ибн Аббасу и скажи ему: «Если наказанию будет подвергнут каждый, кто радуется сделанному, и кто хотел бы похвастаться не сделанным, то это значит, что из нас не останется никого, кто не подвергнется наказанию».
Когда Рафи передал все это, Ибн Аббас сказал: «Этот аят никак не связан с вами. Так как он был ниспослан в отношении людей писания. Посланник Аллаха ﷺ спросил у иудеев кое-что из Торы, но они скрыли правильный ответ и дали совершенно другой. Когда же они ушли от него, то хотели похвастаться тем ответом, который они дали, и тому, что скрыли истинный ответ» (Бухари, Тафсируль-Куръан, 3/16; Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 3/23, хадис №: 3014; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 9/132).
В риваяте, переданном от Язида ибн Асляма сообщается, что Мерван ибнуль-Хакем сам спросил об этом аяте, но уже у Абу Саида аль-Худри.
В этом риваяте говорится: Когда Мерван ибнуль-Хакем был эмиром Медины, то однажды, когда рядом с ним находились Абу Саид аль-Худри, Зейд ибн сабит и Рафи ибн Хадидж, он спросил:
«О, Абу Саид! Разве ты не видишь аят «Не считай же (о Мухаммад), что те, кто доволен содеянным и любит, когда его хвалят за то, чего он не делал, спасутся от наказания...» Клянусь Аллахом каждый из нас радуется сделанному, и хвастается тем, чего не сделал». Абу Саид сказал: «Этот аят не относится к тем, о ком ты говоришь.
Это интересно: Великая награда тем, кто уверует и богобоязнен
Во времена посланника Аллаха ﷺ были некоторые люди, которые не принимали участия в военных походах, в которые отправлялся посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники. И эти люди радовались тому, что остались дома.
Если военный поход заканчивался успешно, то они приходили к посланнику Аллаха ﷺ и приносили ему клятвы и оправдания. И они любили хвастаться этим военным походом, хотя сами не принимали в нем участия. Этот аят был ниспослан в отношении них» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 97).
В соответствии с риваятом, переданным от Катады, враги Аллаха, коими являлись иудеи Хайбара, однажды пришли к посланнику Аллаха ﷺ и будучи непоколебимыми в своем заблуждении и продолжая исповедовать иудаизм, и заявили, что они довольны им и тем, что он принес, и что они последовали за ним. И за это они ждали от посланника Аллаха ﷺ похвал в свой адрес. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
Судди и Даххак говорили: Иудеи Медины писали письма иудеям Ирака, Йемена и всех других стран, куда могли дойти их письма. В этих письмах они писали: «Мухаммад никакой не пророк. Будьте непоколебимы в вашей религии». Таким образом, иудеи Медины объединили всех иудеев в отрицании пророческой миссии пророка Мухаммада ﷺ. Они радовались этому, говоря:
«Хвала Аллаху, Который объединил нас в едином мнении и слове, благодаря чему мы не разделились и не отказались от нашей религии». И вот, в связи с этим и был ниспослан этот аят (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/523).
Упомянув все эти риваяты, связанные с двумя разными мнениями, Табери пришел к выводу, что наиболее предпочтительным является мнение, в соответствии с которым, данный аят был ниспослан в отношении иудеев, так как само содержание аята указывает на порицание иудеев (Табери, Джамиуль-Байан, 4/138-139).
Из книги "Асбабун-Нузуль"
Автор: Islam Today