Вероучение

Терпение или синдром «бесконечного страдальца»?

1699

Правильное терпение в Исламе

Правильное терпение в Исламе

Что такое жизнь для верующего человека? Бесконечная боль, испытания, страдания, страх не соответствовать задумкам Всевышнего или всё-таки жизнь – это жизнь, со всеми её взлётами и падениями, с радостью от поклонения Всевышнего и наказанием за проступки, попытки достичь довольства Всевышнего и жизнь в соответствии с предписаниями Ислама? Каким должен быть образ мыслей у мусульманина, чтобы и себе не усложнять жизнь излишне, и другим показать красоту и простоту нашей религии? Именно об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Взгляд верующего человека на события своей жизни в самой своей основе отличается от общепринятых убеждений. Если верующий посмотрит на свою жизнь, предопределённую ему Аллахом, на решения Аллаха, будучи убеждённым в Его совершенной Мудрости, в том, что решения Аллаха лишены недостатков, он придёт к умиротворению и довольству предопределением Аллаха.

Вспомните слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего): «Как удивительно положение верующего! Поистине, всё в его жизни является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (хадис передал Муслим).

Праведные учёные говорили: «Беды и несчастья нужно воспринимать как благо, так как они очищают от грехов и приводят человека к терпению, за проявление которого он получает вознаграждение. Когда человек сталкивается с подобным, он становится активнее в поклонении, чаще обращается к Аллаху, чувствует свою слабость и потребность в Господе. Предположим, что человек был из числа грешников, то ему необходимо, чтобы Аллах облегчил его наказание в мире ином посредством бед и лишений в мире этом. Поэтому терпение является обязательным для каждого, кого постигло что-либо из испытаний. И кто будет стойко терпеть, выполняя тем самым свою обязанность, тот получит полноценную награду Господа».

Однако этот аспект отнюдь не говорит о том, что человек должен просить Всевышнего Господа послать ему испытания и страдания для того, чтобы получить великую награду за проявленное терпение. В хадисе сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто кушает и благодарит за это Аллаха, достается награда того, кто постится и проявляет терпение» (хадис передал Ахмад).

Важно не впасть в одну из крайностей и не начать просить Аллаха о наказании в этом мире, в надежде на избавление от наказания в мире ином. Ведь человек может просто не вынести свалившихся на него испытаний. Посланник Творца (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал свою умму от подобного поведения. Однажды он пришёл навестить человека, который очень тяжело жил, совсем исхудал и стал похож на цыпленка.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Разве ты не обращаешься с мольбами к Аллаху, разве ты не просишь у своего Господа?» Тот ответил: «Да, я говорю: “О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня”?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его» (хадис передал Муслим).

А вспомните слова Абу Бакра, который говорил: «Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть».

А что же такое терпение? Терпение – это удержание себя от страстей, от всего, что уклоняет от пути Всевышнего и превращает в животное. Когда человек отказывает себе в выполнении желаний, запрещённых по Шариату, лишает себя каких-то удовольствий ради Всевышнего Аллаха, проявляет терпение, такой человек, конечно же, возвышается перед Всевышним Аллахом.

Но это лишь одна сторона вопроса. А как же быть с теми, кто всю свою жизнь считает одной большой болью и злом, страшась сделать шаг, чтобы не навлечь на себя гнев нашего Создателя? Но ведь Аллах априори не может быть злым и зло не присуще Ему. Об этом говорит и хадис:

«Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо”» (передал Ахмад).

Всевышний не ставит Своей целью закрутить всему человечеству гайки, и Он не возлагает на нас сверх наших же возможностей. Просто есть такая категория людей, которые на протяжении всей своей мирской жизньи находятся в напряжении, в постоянном ожидании испытаний. Для них страдания, переживая, депрессии – неотъемлемая составляющая этой дуньи. И дело тут не в испытаниях или наказании за прошлые проступки.

Зачастую такие люди способны одну неудачу или трагедию переживать всю оставшуюся жизнь. Они как бы цепляются за неё и не хотят отпустить. Психологи, когда начинают работать с подобными пациентами, чаще всего обнаруживают, что их подопечному просто нравится страдать.

Однажды на человека наваливаются проблемы, и он начинает их переживать. Сначала он активно сопротивляется душевной боли и пытается её преодолеть, но в какой -то момент устаёт и начинает плыть по течению этой боли, а затем он начинает находить плюсы в своём депрессивном состоянии.

На самом деле, депрессии очень любит наш нафс и ненавидит наша устремлённая к свету душа. На этом этапе пассивная позиция начинает представляться для «страдальца» комфортной по ряду причин: бездействие, возможность предаваться лени, оправдывая себя наличием жизненного кризиса. Положение жертвы людей или обстоятельств притягательно тем, что перед тобой все виноваты и, как следствие, тебе все вроде бы как должны.

Нахождение в привычном депрессивном состоянии кажется ещё и безопасным, потому что к тому, что есть, ты, вроде, уже привык, а того, что будет (чем бы это не оказалось) на всякий случай боишься; окружающие проявляют о тебе заботу и это приятно – отказываться от этого не хочется. Если внимательно разобрать каждую из причин, то мы увидим, что все они максимально эгоистичные.

Но поверить в это довольно сложно поскольку находящийся в депрессии человек реально разрушает и своё здоровье, и свою жизнь, и свою духовность. Саморазрушение, которое доставляет извращённое удовольствие и от которого так тяжело отказаться – вот чем по сути является затянувшаяся депрессия.

Как правило, синдрому «бесконечного страдальца» подвержены новообращённые мусульмане, скептики, религиозно безграмотные или обиженные чем-то или кем-то люди. Они видят везде только проблемы, а в окружающих их людях замечают только греховные, отрицательные стороны, часто называя всех вокруг грешниками и заблудшими. Такое поведение не даст ничего хорошего не только для самого мусульманина, но и для всей уммы.

Найти выход из этого очень легко – всё уже было описано в Коране, оставлено нам в Сунне Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Проявите красивое терпение, воспитайте в себе благой нрав. Ищите в каждом человеке хорошее, не делайте выводов, основываясь на своих домыслах или предположениях. И улыбайтесь, ведь улыбка – это Сунна.

Ильмира Гафиятуллина

Также по этой теме читайте:

Когда верующему быть терпеливым вредно?

Когда верующему быть терпеливым вредно?

Как узнать, какие именно жизненные трудности являются искуплением наших грехов?

Как узнать, какие именно жизненные трудности являются искуплением наших грехов?

Жизнь, не прожитая зря

Жизнь, не прожитая зря

Реклама
Социальные комментарии Cackle
Home