Мухаммад ан-Надджар: «Выросло целое поколение людей, отрицающих мазхаб»
Какова главная причина появления радикальных организаций по всему миру? Чем грозит отрицание мазхабов? Какая профилактическая работа позволит предупредить появление и дальнейшее распространение деструктивных воззрений?
По словам Мухаммада ан-Надджара, доктора исламских наук, профессора Международного исламского университета Иордании, главное, на что стоит обращать внимание при разработке эффективной концепции противодействия экстремизму и терроризму, – проблема потери пути, понимание методологии ахлю сунна.
«Самое важное – смотреть на причину появления радикализма»
«Самое важное – смотреть на причину появления радикализма. К сожалению, в наше время понимание методологии пути стало очень слабым, люди не понимают. Хотя, если мы возьмём мазхабы, они сильные, уверенные, выверенные в своей методологии. Вот об этом и стоит нам говорить. Мы должны помнить о том, что признаком Ахлю Сунна является то, что они обращаются к мазхабам хоть в фикхе, хоть в акыде, хоть в тасаввуфе. А сторонники радикальных воззрений напрямую обращаются к Корану и Сунне», – уверен эксперт.
Ещё одно из главных правил, о котором стоит помнить, – религией называется то, что передаётся с иснадом, то есть имеет цепочку передатчиков. Есть три вида иснада: иснад ривая (цепочка передатчиков), иснад в понимании и иснад в практике и в осуществлении дел согласно Корану и сунне.
Чем же это отличается от прямого обращения к Корану и сунне?
Например, в одном из аятов суры «ан-Ниса» говорится о разделе наследства после завещания или долга. Человек, который обращается к Корану и сунне напрямую, без посредников, что он поймёт из этого аята? Что сначала нужно исполнить завещание, а затем уже рассчитаться с долгами.
«Но это понимание неправильно по мнению всех мазхабов. Когда мы обращаемся за разъяснением этого аята к учёным, мы говорим, что они единогласны в своём решении: сначала выплатить долг, а потом уже исполняется завещание. Другой пример – когда Сам Всевышний Создатель говорит о том, что если ты прочитал Коран, то можешь просить защиты у Аллаха от проклятого шайтана. Если понимать буквально, то сначала нужно читать Коран, а потом истиазу говорить (мольба к Аллаху о защите и покровительстве от любых неприятностей). Но это в корне неверно. Если обратимся к учёным, то узнаем, что они говорят, что перед чтением Корана говорится истиаза, а только потом начинается чтение Благородного Корана», – пояснил иорданский шейх.
Есть ещё один наглядный пример ошибочности воззрений последователей деструктивных культов. В одном из аятов говорится, что, если мусульманин убил верующего преднамеренно, прибежище его – Ад.
Группа хариджитов отклонилась в понимании этого аята. Они ратовали за прямое обращение к Корану и Сунны без учёта понимания сахабов. Они говорили, что в огонь попадает только неверующий. Это привело к тому, что они вынесли такфир самим сахабам.
«Радикалы претендует на единственно правильное понимание Корана»
Говоря о понимании Корана и сунны сейчас современным мусульманам невозможно напрямую обращаться к этим источникам и трактовать, заявлять, что именно имеется в виду.
Задолго до нашего времени ситуация сложилась таким образом, что, когда мы говорим о понимании аята и хадиса определённым образом, то не можем претендовать на правильное понимание не иначе как путём обращения к мазхабам. Давно известны фетвы, которые говорят о том, что человеку нельзя выходить за рамки этих четырёх мазхабов, если мы говорим о фикхе.
«Враги ислама, потратили много лет на то, чтобы испортить отношение к Корану и Сунне среди мусульман. Но, осознав, что их план потерпел не удачу, решили подорвать уважение людей к мазхабам, поскольку Коран и сунна не могут вызывать каких-либо сомнений. Тогда радикалы стали говорить, что нужно понимать Коран и сунну без посредников. Эта идеология привела к тому, что обычный человек, попавшийся на этот обман, стал противоречить и обвинять в ошибках великих учёных и имамов. Получается, что простой человек правильно понимает Коран и религию, а великие учёные ислама не правы», – обозначил проблему шейх ан-Надджар.
Говоря о таком феномене, как безмазхабщина, нужно обратиться к истории, которая говорит нам, что этот феномен получил распространение после того, как пал Османский халифат.
На фоне этих событий начинается распространение безмазхабности. Что касается Иордании, отметил лектор, одним из таких ярких представителей этого лагеря был шейх Албани. Когда он прибыл в Иорданию, то стал преподавать хадисоведение.
«Как часто бывает в подобных случаях, первоочередная проблема здесь заключалась в том, что он не придерживался мазхаба. Также те знания, которые он доносил до людей, он не получал от шейхов (т.е. не было иснада). Албани призывал к прямому обращению к Корану и сунне. В предисловии одной из своих книг он утверждает, что наибольшим отклонением мусульман от ислама стало их следование мазхабам. В его понимании, если ты прочитал Коран, то как написано, так и нужно делать, т.е. был сторонником буквализма. Но ведь есть иснад о том, как нужно понимать. Когда шейх говорит, что нужно возвращаться к Корану и сунне, встаёт логичный вопрос: к чьему пониманию мы должны обращаться? К праведным саляфам или к пониманию Албани? Но ведь он не изучал должным образом науку фикха. Его иджтихад, который даже нельзя так назвать, – это отклонение от мазхаба. Он нарушил иджма в некоторых вопросах», – добавляет Мухаммад ан-Надджар.
Помимо этого, Албани также отменил следование мазхабам и говорил о том, что нужно смотреть в Коран и Сунну, а не то, что говорили великие имамы и учёные. Он открыто проявлял пренебрежение мазхабами, мнениями великих учёных ислама. Но в этом его призыве кроется обман.
«Когда Албани призывает не следовать за мазхабами, а следовать за Кораном и Сунной, то он тем самым говорит, что только он один несёт правильное понимание Корана и Сунны. Таким образом, имамы не на правильном пути, их мнение неверное. Здесь два пути – если мы говорим о его понимании Корана и Сунны – либо иджтихад, либо на основе какого-то источника (Корана или сунны). Но легко обнаружить, что понимание, которое он выражает, нельзя найти в Коране или сунне», – поясняет эксперт.
«Учёные мазхабов не просто отдельные личности…»
Учёные мазхабов, по словам лектора, не просто отдельные личности, которые совершили иджтихад. Это группа великих учёных, которые, обработав все первоисточники, выводили те или иные хукмы, что нельзя сказать о человеке, который появился через 13 веков после праведных сахабов.
Один из примеров странного понимания ислама и его предписаний радикалами – запрет совершать намаз-таравих больше, чем в 11 ракаатов.
Выросло целое поколение людей, отрицающих мазхаб»
«Из признаков радикалов – то, что они положение религии, которые не являются категоричными, относят к 100% подтверждённым категорично утверждённым положениям религии. Поступая таким образом, экстремисты начинают обвинять в неверии, бидаате всех тех, кто с ними не согласен. Второй признак – следование и подражание конкретным, отдельным личностям. Приверженцы радикальных воззрений могут возразить и сказать, что мы следуем за имамом Абу Ханифой. Но мы, когда следуем за ним, не следуем за конкретным человеком. Имам Абу Ханифа – основатель целого мазхаба. Огромное количество учёных работали над развитием, правилами этого мазхаба, писали различные труды. Мы идём именно за ханафитской школой. А радикалы фанатично следуют за отдельными личностями», – поясняет различия Мухаммад ан-Надджар.
С сожалением шейх констатировал, что выросло уже целое поколение людей, которые не верят имамам, учёным мазхабов, учёным-саляф.
Находятся даже такие люди, которые говорят, что мнение имама Абу Ханифы или имама Шафии неверное, только их мнение правильно, таким образом транслируя свою позицию как единственно верную. Мы являемся свидетелями ослабления связи народа, студентов с огромным мазхабическим наследием.
Также под предлогом того, что суфии занимаются ширком и различными бидаатами, радикалы отдалили молодёжь от аулия (праведников), хотя в Коране говорится о том, что надо быть с правдивыми. Когда была потеряна связь с праведниками, таким образом, теряется связь и с Аллахом. Всё это происходит под предлогом прямого обращения к Корану и Сунне, буквального их понимания.
«Мы сейчас видим, что студенты превозносят своё мнение, не считаются с мнением великих учёных, с мнением учёных своего века, обвиняют алимов в том, что они все погрязли в ошибках, совершают ширк, бидаат. Некоторые дошли до той кондиции, что взяли в руки оружие, что привело к убийству невинных мусульман в нашем регионе», – сетует шейх.
Курсы повышения квалификации как метод профилактики экстремизма
По словам эксперта из Иордании, в стране регулярно проходят курсы повышения квалификации, в которых принимают участие имамы, муэдзины, служители мечетей, преподаватели различных дисциплин.
Главная их цель – донесение до людей правильного понимания религии, религиозных текстов. На сегодняшний день курсы уже принесли огромную пользу.
Можно было услышать от слушателей, что люди отказывались от своих прежних безмазхабных воззрений, поняли, что важно следовать мазхабу в фикхе и акыде.
Главная составляющая таких курсов – преподаватель, который будет работать со слушателями. Для этого он сам должен пройти определённые курсы, научиться вести диалог, дискутировать со слушателями. Подобная работа актуальная для всех стран.
«Если мы хотим, чтобы наша молодёжь не попадала в радикальные джамааты, необходимо проводить профилактическую работу путём организации подобных курсов повышения квалификации. Нельзя отвечать злом на зло, насилием на насилие, нужно вести диалог, дискутировать. Такая работа принесёт свои плоды. Человек должен нести в сердце любовь к верующим, желать для них только блага», – подытожил шейх.
(Фото: shutterstock.com).
Автор: Ильмира Гафиятуллина