Сура Алю Имран: ложные клятвы и присвоение чужого имущества
إِنَّ الَّذِينَ يَشْتَرُونَ بِعَهْدِ اللّهِ وَأَيْمَانِهِمْ ثَمَنًا قَلِيلاً أُوْلَئِكَ لاَ خَلاَقَ لَهُمْ فِي الآخِرَةِ وَلاَ يُكَلِّمُهُمُ اللّهُ وَلاَ يَنظُرُ إِلَيْهِمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلاَ يُزَكِّيهِمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ (77)
«Поистине, тем, кто продает договор с Аллахом и свои клятвы за малую цену, нет доли в вечной жизни. И Аллах не будет говорить с ними, не посмотрит на них (с милостью) в Судный день и не очистит их (от грехов посредством прощения). И им – мучительное наказание» (Алю Имран, 77).
В риваяте, переданном по каналу Абу Бакра ибн Абу Шейбы от Абдуллаха ибн Умара, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто принесет ложную клятву ради того, чтобы присвоить имущество своего брата-мусульманина, тот встретит своего Господа разгневанным».
Когда Ибн Умар передавал этот хадис, внутрь вошел Аш`ас ибн Кайс и спросил у присутствовавших: «Что вам передал Абу Абдуррахман (то есть Ибн Умар)?».
Присутствовавшие сказали: «Он сказал нам то-то и то-то».
Читайте также: История ниспослания аята «И не имеет права верующий убивать...»
Аш`ас ибн Кайс сказал: «Абу Абдуррахман всё верно сказал. Это было сказано в отношении меня. Между мной и одним человеком возник спор по поводу земельного участка в Йемене. Мы вместе с этим человеком отправились к посланнику Аллаха ﷺ, чтобы он разрешил наш спор.
Посланник Аллаха ﷺ спросил у меня: «Есть ли у что-то, что подтверждало бы твое право собственности на эту землю?». Я ответил: «У меня нет никаких подтверждений». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тогда остается клятва того человека». Я сказал: «Он принесет ее».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто принесет ложную клятву ради того, чтобы присвоить имущество своего брата-мусульманина, тот встретит Аллаха разгневанным», и сразу же после этого был ниспослан аят «Поистине, тем, кто продает договор с Аллахом и свои клятвы за малую цену, нет доли в вечной жизни...» (Муслим, Иман, 220). В другом риваяте сообщается, что предметом спора был колодец (Муслим, Иман, 221).
Хадис Ибн Джурайджа содержит в себе больше подробностей. А именно: У Аш`аса ибн Кайса возник спор, касающийся участка земли, который, по сути, принадлежал этому человеку. Но во времена джахилии Аш`ас ибн Кайс взял его себе в обмен на оказание поддержки этому человеку.
Из-за возникшего спора Аш`ас ибн Кайс и этот человек пришли к посланнику Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ обратившись к этому человеку, сказал: «Есть ли у тебя какие-либо доказательства того, что этот участок земли принадлежит тебе?». Человек сказал: «У меня нет никого, кто мог бы засвидетельствовать против Аш`аса, что этот участок принадлежит мне».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тогда Аш`ас должен принести клятву». Когда Аш`ас ибн Кайс уже встал, чтобы принести клятву, Аллах Всевышний ниспослал этот аят. Аш`ас ибн Кайс отказался принести клятву, сказав: «Я призываю в свидетели Аллаха и вас, что мой оппонент говорит правду», после этого он вернул этот участок земли его собственнику и более того, боясь, что он что-то недодал, он добавил к этому участку еще часть собственной земли (Табери, Джамиуль-Байан, 3/230).
Мукатиль ибн Хайан рассказывал: Данный аят был ниспослан в отношении Имрууль-Кайса ибн Абис аль-Кинди и Абдана ибнуль-Ашва аль-Хадрами.
Между ними возник спор относительно земельного участка. Тогда они обратились к посланнику Аллаха ﷺ, чтобы он вынес решение в их споре. Абдан выступал в качестве истца, а Имрууль-Кайс выступал в качестве ответчика.
Абдан ибнуль-Ашва аль-Хадрами сказал: «О, посланник Аллаха! Этот человек захватил землю, которая досталась мне от отца».
Имрууль-Кайс сказал: «Эта земля моя. Я ее возделываю, и у него нет никаких прав на нее».
Посланник Аллаха ﷺ, обратившись к Абдану, сказал: «Либо предоставь доказательства того, что эта земля является твоей, либо я заставлю твоего оппонента принести клятву».
Абдан ибнуль-Ашва аль-Хадрами сказал: «О, посланник Аллаха! Он принесет ложную клятву и присвоит себе мою землю».
Посланник Аллаха ﷺ сначала сказал: «Раз у тебя нет доказательств, то не остается иного пути, как взять клятву с твоего оппонента. Кто принесет ложную клятву именем Аллаха, чтобы завладеть частью имущества своего брата мусульманина, тот встретит Аллаха разгневанным».
Имрууль-Кайс спросил: «О, посланник Аллаха! А что будет тому, кто отказывается от своих прав, будучи правым?».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Рай».
Тогда Имрууль-Кайс сказав: «Будь свидетелем тому, что я отдаю эту землю ему», отказался от тяжбы. И тогда Аллах Всевышний ниспослал данный аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 39).
Автор: Islam Today