• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Сура аль-Анфаль: «Не вы убили их, а Аллах убил их!»

Время чтения: 6 мин
3249

فَلَمْ تَقْتُلُوهُمْ وَلَكِنَّ اللّهَ قَتَلَهُمْ وَمَا رَمَيْتَ إِذْ رَمَيْتَ وَلَكِنَّ اللّهَ رَمَى وَلِيُبْلِيَ الْمُؤْمِنِينَ مِنْهُ بَلاء حَسَناً إِنَّ اللّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

«Не вы убили их (сами), а Аллах убил их! И не ты бросил (горсть песка в их сторону, попав в глаза каждому из них), когда бросал, а Аллах бросил (ибо все действия людей творятся Аллахом). Это для того, чтобы Он (ваш Господь) наделил верующих благом от Себя.  Поистине, Аллах – Слышащий, Знающий» (Аль-Анфаль, 17).

По поводу причин ниспослания данного аята существуют различные риваяты. Между этими риваятами существуют противоречия в том, что касается времени ниспослания аята, а также лиц, в отношении которых он был ниспослан.

1) Передается от Саида ибнуль-Мусаййеба, что его отец говорил, что в день битвы при Бадре Убайй ибн Халеф искал посланника Аллаха (с.а.с.). Группа верующих встретила его и пыталась помешать ему приблизиться к посланнику Аллаха (с.а.с.), но посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Оставьте его, пусть подойдет».

Мусаб ибн Умайр из рода Абдуддар, выскочил навстречу Убаййу, и был убит. И как раз в этот момент посланник Аллаха (с.а.с.) метнул в него короткое копье. От полученного удара копьем Убайй упал с лошади. Из того места, куда попало копье, у него даже не пошла кровь, а всего лишь было сломано одно ребро.

Упавший с лошади Убайй ревел как бык. Подоспевшие к нему его друзья сказали: «Как тебе не стыдно! Из-за небольшой царапины ты так кричишь». Упомянув о том, что посланник Аллаха (с.а.с.) ранее говорил: «Я сам лично убью Убаййа ибн Халефа», затем он сказал: «Если бы полученный мною удар пришелся на жителей Зуль-Маджаза, то все они сразу же умерли бы».

Вас заинтересует! Читайте также: Как пророк Мухаммад ﷺ узнавал о кознях против него?

Не доехав до Мекки, в местечке Сариф, он умер, и его душа попала в Ад. В связи с этим, Аллах Всевышний и ниспослал аят: «И не ты бросил (горсть песка в их сторону, попав в глаза каждому из них), когда бросал, а Аллах бросил (ибо все действия людей творятся Аллахом)...» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 161; Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 7/244].

Суюти приводит этот же риваят от Саида ибнуль-Мусаййеба, переданный им от своего отца. Однако в этом риваяте говорится, что эта история произошла во время битвы при Ухуде. Также он добавил, что цепочка передатчиков этого хадиса достоверна, однако сам риваят является гарибом [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/171-172].

Так, например, Ибн Шихаб аз-Зухри говорит, что Убайй ибн Халеф был убит таким образом не в битве при Бадре, а в битве при Ухуде. Что же касается событий, предшествовавших этому, то сообщается, что однажды в Мекке Убай ибн Халеф пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) с большой костью в руке и сказал: «Неужели Аллах оживит вот это?!», при этом он разбил эту кость на мелкие кусочки.

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Конечно же Аллах оживит это. А затем Он убьет тебя и бросит в Ад». В день битвы при Ухуде Убайй ибн Халеф сказал: «Клянусь Аллахом, как только я увижу Мухаммада, то сразу же убью его». Услышавший это посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Наоборот, это я убью его» [Табери, Джамиуль-Байан, 9/136-137].

Однако имама Куртуби говорил, что этот риваят является слабым, принимая во внимание, что данный аят был ниспослан после завершения битвы при Бадре [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 7/244].

2) В соответствии с риваятом Абдульазиза ибн Джубайра, в день битвы за Хайбар, посланник Аллаха (с.а.с.) попросил принести ему лук. Ему принесли длинный лук. Он сказал: «Мне нужен другой лук». Ему принесли жесткий лук. Посланник Аллаха (с.а.с.) выпустил стрелу из этого лука в направлении крепости Хайбара. И эта выпущенная стрела попала в Кинана ибн Хукайка, который, находясь внутри крепости, лежал на своей кровати, и убила его.

Это интересно! Читайте также:10 уникальных реликвий пророка Мухаммада ﷺ

И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 161]. Суюти говорил, что данный риваят является мурсалем, но его цепочка передатчиков хорошая [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/172].

3) Большинство же муфассиров сходится во мнении, что данный аят был ниспослан в день битвы при Бадре. Причиной ниспослания этого аята стало то, что перед началом битвы посланник Аллаха (с.а.с.) взял в руку горсть песка и бросил его в сторону многобожников, сказав: «Пусть ваши лица будут искажены», и брошенные им песчинки попали в глаза всем многобожникам, находившимся там.

Так, например, Хаким ибн Хизам, присутствовавший там в то время в рядах многобожников, рассказывал: «В день Бадра мы услышали звук, нисходивший с небес на землю. Это было похоже на скрежет песка о камень. Посланник Аллаха (с.а.с.) бросил горсть песка, и мы потерпели поражение.

Об этом и говорится в аяте «И не ты бросил (горсть песка в их сторону, попав в глаза каждому из них), когда бросал, а Аллах бросил (ибо все действия людей творятся Аллахом)...» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 161-162].

В соответствии с риваятом, переданным от Мухаммада ибн Кайса и Мухаммада ибн Каба аль-Курази, когда в день битвы при Бадре два войска приблизились друг к другу, посланник Аллаха (с.а.с.) взял в руку горсть земли и со словами «Да исказятся ваши лица» бросил ее в сторону многобожников. Эта горсть земли попала в глаза всем без исключения многобожникам, и тогда посланник Аллаха (с.а.с.) вместе со своими сахабами двинулся на многобожников, убивая их и захватывая в плен.

Поражение многобожников было связано с тем, что посланник Аллаха (с.а.с.) бросил в них эту горсть земли. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Не вы убили их (сами), а Аллах убил их! И не ты бросил (горсть песка в их сторону, попав в глаза каждому из них), когда бросал, а Аллах бросил (ибо все действия людей творятся Аллахом). Это для того, чтобы Он (ваш Господь) наделил верующих благом от Себя.  Поистине, Аллах – Слышащий, Знающий» [Табери, Джамиуль-Байан, 9/136].

Алуси сообщает следующие подробности этого события: когда войско курайшитов вышло из-за песчаного холма во всем своем величии, посланник Аллаха (с.а.с.) по совету Джибриля сказал Али: «Дай мне горсть песка этой долины», после чего он бросил эту горсть песка в направлении многобожников [Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 9/184].

4) Так же было сказано, что когда сахабы возвращались с битвы при Бадре, то они стали хвастаться друг перед другом, говоря: «Я убил такого-то и такого-то, я сделал то-то и то-то», и тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 7/244].

(Фото: shutterstock.com).

Почему многобожникам запретили приближаться к мечети аль-Харам?
После приказа Всевышнего посланник Аллаха ﷺ отправил в Мекку Али, чтобы он объявил мекканским многобожникам, что после этого года ни одному многобожнику не позволено будет приближаться к запретной мечети.
19.10.2021
2786

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle