• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Развод по-мусульмански: о чем должны знать муж и жена?

Время чтения: 7 мин
4088

«Те, кто поклянется не вступать в половую близость со своими женами, должны выждать четыре месяца. Если они (передумают и) решат вернуться (к женам), то Аллах – Прощающий, Милующий» (Аль-Бакара, 226).

Передается от Ибн Аббаса: «Во времена джахилии ила (клятва мужчины не приближаться к своей жене в интимном смысле) могла даваться на год, на два года или на более длительный срок».

Например, если мужчина просил что-то у своей жены, а она отказывала или запаздывала с выполнением этого, то он, разозлившись мог дать такую клятву, сказав: «Я не стану приближаться к тебе целый год» или «Я не приближусь к тебе два года». Аллах Всевышний ограничил ила (клятву мужчины не вступать в интимную близость со своей женой) четырьмя месяцами. Если мужчина принесет такую клятву, но срок ее будет менее четырех месяцев, то она не будет считаться ила.

Саид ибнуль-Мусаййаб говорил: «Ила представляла собой один из путей причинения вреда женщине, которым пользовались люди во времена джахилии (невежества)».

Например, если мужчина разлюбил свою жену и не хочет ее как женщину, но при этом не хочет, чтобы она вышла замуж за другого мужчину, то он мог поклясться, что больше никогда в жизни не приблизиться к ней, и таким образом фактически оставлял ее. Такая женщина не считалась ни разведенной, ни замужней.

Аллах Всевышний ограничил срок ила четырьмя месяцами, ниспослав аят «Те, кто поклянется не вступать в половую близость со своими женами, должны выждать четыре месяца. Если они (передумают и) решат вернуться (к женам), то Аллах – Прощающий, Милующий» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 56; Х. Тахсин Эмироглу, Асбабун-Нузуль, 1/231).

«Разведенные женщины выжидают три месячных цикла. Не разрешается им скрывать то, что Аллах создал в их утробах (менструацию или беременность), если они верят в Аллаха и в Судный день. Их мужья имеют право вернуть их в этот период (их идды), если захотят примирения (если же этот срок истечет, то супруги будут считаться разведенными). Они (жены) имеют как права, так и обязанности, согласно установленному шариатом, но у мужей есть главенство над ними. Аллах – Могущественный, Мудрый» (Аль-Бакара, 228).

Ибн Абу Хатим приводит риваят от Асмы бинт Язид ибн ас-Сакен из числа ансаров, в котором Асма говорит: «Я развелась с мужем во времена посланника Аллаха (с.а.с.). В то время для разведенных женщин не существовало срока идда. Аллах Всевышний, ниспослав аят «Разведенные женщины выжидают три месячных цикла...» установил срок, который должны выжидать разведенные женщины. Рави сказал: «Первой женщиной, выждавшей срок идда как раз, и была Асма бинт Язид» (Ибн Кясир, Тафсируль-Куръаниль-Азым, 1,296).

В соответствии с риваятом, переданном от Кельби и Мукатиля Исмаиль ибн Абдуллах развелся со своей женой по имени Катиля, не зная о том, что она беременна. Однако узнав о том, что она беременна, он вернул ее себе. Разу после родов и ребенок, и его жена умерли. И тогда был ниспослан аят «Разведенные женщины выжидают три месячных цикла...» (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/59).

Передается от Ибн Аббаса: если после развода женщина хотела, чтобы мужчина взял ее обратно, то она говорила: «Я беременна», на самом деле не будучи беременной. Если же женщина не хотела возвращаться к бывшему мужу, то чтобы он не просил ее вернуться обратно в течение срока идда, то она говорила, что не беременна, даже если на самом деле была беременна. С приходом же ислама люди хотели сохранить этот обычай, но Аллах Всевышний сначала ниспослал аят «О, Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа...» (ат-Таляк 65/1), а затем ниспослал аят «Разведенные женщины выжидают три месячных цикла...» (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/258).

«Развод (позволяющий вернуть жену) – дважды. Затем (можно) либо удержать жену, согласно установленному (шариатом и обычаем), либо отпустить ее по-хорошему. Вам (мужья) не разрешено брать что-то из данного им (женам, то есть из их махра), кроме случая, когда они оба (муж и жена) опасаются, что не смогут соблюсти границы Аллаха (установленные Им для рабов). Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти границы Аллаха, то на них обоих не будет греха, если она выкупит развод. Таковы границы Аллаха. Не преступайте их! А кто нарушает границы Аллаха, тот несправедлив» (Аль-Бакара, 225-230).

Полезно! Читайте также: По исламу: содержание жен после смерти мужа

В риваяте Хишама ибн Урвы, переданном от его отца, говорится: «Человек мог развестись со своей женой сколько угодно раз. Затем, ближе к завершению срока идда (промежуток времени, который должна выждать женщина после развода) мужчина мог вернуть свою жену. Не существовало никаких ограничений в том, чтобы разводиться со своей женой, а затем возвращать ее обратно. Передается, что один из ансаров, разозлившись на свою жену, сказал ей: «Ты не будешь и не моей женой и не будешь полностью разведенной? Я не дам тебе возможности выйти замуж за другого мужчину». Женщина спросила: «Как же ты сделаешь это?». Он ответил: «Я разведусь с тобой, а когда закончится полностью период идда, я верну тебя обратно. Затем я снова разведусь с тобой и буду продолжать так делать постоянно. Тогда женщина обратилась к посланнику Аллаха (с.а.с.) с жалобой. После чего Аллах Всевышний ниспослал аят «Развод (позволяющий вернуть жену) – дважды. Затем (можно) либо удержать жену, согласно установленному (шариатом и обычаем), либо отпустить ее по-хорошему».

Таким образом риджи-таляк был ограничен лишь двумя разводами (Табери, Джамиуль-Байан, 2/276; Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/59-60).

Тирмизи приводит другую версию этого хадиса, переданного по каналу Кутейбы от Аиши. В этом риваяте сообщается, что Аиша рассказывала: среди людей, существовала следующая практика:

«Мужчина мог сколько угодно раз разводиться со своей женой, например, сто раз, или даже больше, а затем во время периода идда он возвращал себе женщину, и она снова считалась его женой. Один мужчина сказал своей жене: «Клянусь Аллахом, я не разведусь с тобой на совсем (не дам тебе полного развода), но в тоже время ты не будешь моей женой». Женщина спросила: «И как же это будет?». Он ответил: «Я дам тебе один развод, а когда закончится твой период идда, я верну тебя обратно». Женщина пришла к Аише и рассказала ей обо всем. Аиша выслушав ее промолчала, не дав никакого ответа, пока не вернулся посланник Аллаха (с.а.с.). Когда же посланник Аллаха (с.а.с.) вернулся, Айша немедленно спросила у него о положении этой женщины. Посланник Аллаха (с.а.с.) тоже промолчал, не дав сразу ответа. Пока Аллах Всевышний не ниспослал ему аят: «Развод (позволяющий вернуть жену) – дважды. Затем (можно) либо удержать жену, согласно установленному (шариатом и обычаем), либо отпустить ее по-хорошему» (Тирмизи, Таляк, 16, хадис №: 1192).

Душа плода: что говорит ислам о прерывании беременности?
Достоверно сегодня известно, что до принятия ислама среди арабов процветал обычай заживо хоронить новорождённых ввиду острой нехватки еды. В Судный день младенец, погибший от рук своих родителей, предстанет перед ними с вопросом: «Из-за каких грехов и ошибок, допущенных мной, вы меня лишили жизни?».
01.07.2021
14373

В одном из хадисов, который приводит Абу Давуд в качестве причины ниспослания, данного аята говорится о том, что этим, аятом был отменен 228 аят этой же суры, а также говорится о том, что практика, когда мужчина давал женщине тройной развод, а затем возвращал ее обратно, была ограничена двумя разводами с ниспосланием аята:

«Развод (позволяющий вернуть жену) – дважды. Затем (можно) либо удержать жену, согласно установленному (шариатом и обычаем), либо отпустить ее по-хорошему» (Абу Давуд, Таляк, 9-10, хадис №: 2195).

Что касается причины ниспослания той части аята, в которой говорится: «Вам (мужья) не разрешено брать что-то из данного им (женам, то есть из их махра), кроме случая, когда они оба (муж и жена) опасаются, что не смогут соблюсти границы Аллаха (установленные Им для рабов). Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти границы Аллаха, то на них обоих не будет греха, если она выкупит развод», то сообщается, что она была ниспослана по поводу развода Сабита ибн Кайса со своей женой Джамилей бинт Убайй ибн Салюль путем выкупа развода с ее стороны. А именно: в соответствии с риваятом переданным от Абдуллаха ибн Рабахи, который он в свою очередь передал от Джамили бинт Убайй ибн Салюль, когда она была замужем за Сабитом ибн Кайсом, то проявила по отношению к нему непокорность. Тогда ее муж отправил ее к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) для вынесения решения.

Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил: «О, Джамиля! Что тебе не нравится в Сабите?». Она ответила: «Клянусь Аллахом, в том, что касается религии и нравственности, мне нравится в нем все. Единственное, что мне в нем не нравится это его маленький рост». Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил ее: «Отдашь ли ты ему сад, который находится в твоей собственности?». Получив утвердительный ответ, он развел их с условием, что она передаст права собственности на сад своему мужу.

Продолжение следует... 

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle