«Разве верующий подобен нечестивцу?!»: история аята
Фото: HARITH SAQEEF / shutterstock.com.
أَفَمَن كَانَ مُؤْمِنًا كَمَن كَانَ فَاسِقًا لَّا يَسْتَوُونَ
«Разве верующий подобен [неверующему] нечестивцу?! Они не одинаковы!» (ас-Саджда, 18).
Аят был ниспослан о хазрати ‘Али ибн Абу Талибе и аль-Валиде ибн Укбе.
В риваяте имама аль-Вахиди, полученном через Абу Бакра Ахмада ибн Мухаммада аль-Исфахани от Ибн ‘Аббаса, он говорит так: «Аль-Валид ибн Укба однажды сказал ‘Али ибн Абу Талибу: «Мое копье острее твоего, я говорю лучше тебя и больше полезен войску, чем ты». Хазрати ‘Али тоже сказал: «Замолчи! Ты – нечестивец». Вот после этого был ниспослан этот аят.
Ата ибн Йасар передал риваят, в котором тоже сообщил о низведении этого аята в Лучезарной Медине в связи с этим случаем.
В тафсире Алуси приводится предание из «Кашшафа», в котором данное событие освещается более подробно. Вот что там сказано: «В день битвы при Бадре между хазрати ‘Али и аль-Валидом ибн Укбой возник спор, во время которого аль-Валид заявил: «Замолчи, ты еще ребенок! Я тот, кто моложе и сильнее тебя, кто говорит лучше тебя, чье копье острее твоего, чье сердце смелее твоего, и кто лучше тебя заполняет пустоту в боевом строю». Хазрати ‘Али ответил: «Замолчи! Ты – нечестивец». Вот после этого был ниспослан этот аят.
«Они отрывают свои бока от постелей»: история ниспослания аята
В соответствии с этим, сура должна быть мединской, о чем было указано в начале суры. Однако упоминается также ряд сомнений относительно возникновения подобного спора между хазрати ‘Али и аль-Валидом в день Бадра. Например, Джалеледдин ас-Суюти передал от Шейха Валиуддина, что аль-Валид в день Бадра был еще маленьким ребенком. Алуси же говорит, что возможно он тогда еще не родился.
В «Сунане» Абу Дауда приводится хадис от аль-Валида ибн Укбы ибн Аби Муайта, в котором рассказывается, что в день завоевания Мекки жители города привели своих детей к Пророку ﷺ (чтобы он помолился за них). Наш Пророк ﷺ погладил их по голове и произнес дуа за них. Он говорит, что и сам был среди приведенных в тот день детей, и что Пророк ﷺ не стал гладить его по голове, так как у него голова была намаслена благовониями.
Фото: Ilyas Al Aziz / shutterstock.com.
Если аль-Валид в день завоевания Мекки был ребенком, то маловероятно, чтобы он участвовал в битве при Бадре и затеял спор с хазрати ‘Али. Однако один из передатчиков этого хадиса у Абу Дауда – Абу Муса аль-Хамедани является не известным кому-либо передачиком. Кроме того, имеются другие риваяты о том, что в день Бадра аль-Валид уже был довольно зрелым молодым человеком.
К тому же аз-Зубайр и другие исследователи Сиры приводят рассказ о том, что в период действия Худайбийского перемирия между Пророком ﷺ и мекканскими мушриками дочь Укбы ибн Аби Муайта Умм Кульсум отправилась в путь с целью совершить хиджру в Лучезарную Медину. Но ее братья Валид и Имара погнались за ней, чтобы вернуть ее обратно. Это значит, что к этому времени Валид уже был взрослым или юношей.
Коран о смерти и возвращении к Господу
Поскольку многие риваяты свидетельствуют об этом, то, как сообщал и Алуси, вполне вероятно возникновение подобного спора межу хазрати ‘Али и аль-Валидом ибн Укбы в день битвы при Бадре или же позже и в другом месте. Соответственно этому, аят был ниспослан в Лучезарной Медине (Для более подробной информации см.: Алуси «Рухуль-Маани», XXI, 136).
Этот Укба позже был послан Пророком ﷺ к племени Бану Мусталик собирать закят. События, произошедшие во время исполнения им этой обязанности, и упоминание о нем в Коране словом «фасик» (нечестивец) позволяют делать вывод о том, что хазрати ‘Али был прав, когда говорил ему: «Замолчи! Ты – нечестивец».
Из книги «Асбабун-Нузуль»